Председатель Пензенского райсуда — о страшном деле в начале карьеры

Председатель Пензенского райсуда — о страшном деле в начале карьеры

Жезл судьбы

Сегодня Александр Иванович возглавляет Пензенский районный суд, а перед этим успел поработать и в ГАИ, и в криминальной милиции. 

Когда ему было семь лет, его старшая сестра погибла в нелепой аварии. Вместе с односельчанами девушка ехала в Пензу на учебу в кузове грузовика. Водитель был нетрезв, не справился с управлением на опасном участке дороги. Тогда оборвались жизни сразу трех пассажиров.

Александр часто думал: ну как же можно было сесть в таком состоянии за руль? Этого нельзя допускать! Стоит ли удивляться, что он выбрал для себя профессию инспектора ДПС. Пьяным за рулем поблажек не давал. 

Со временем принципиальному инспектору предложили перейти на работу в криминальную милицию Никольска, на руководящую должность (к тому времени Пронькин уже получил высшее юридическое образование). 

Докопаться до правды

А жизнь сразу подкинула испытание. В три часа ночи в райцентре всех сотрудников РОВД подняли по тревоге. В част­ном доме была изнасилована и заколота вилами женщина. Шум в сенях разбудил ее пятилетнего сына, и он пошел искать маму. Преступник в тот момент уже скрылся. Мальчишка, в чем был, побежал по снегу к бабушке с дедом. Те вызвали милицию. 

— Темно – глаз коли. А мы ходим возле дома, чиркаем спичками, ищем на снегу следы. Тогда у нас даже фонариков не было, — вспоминает Пронькин. — До утра ждать нельзя: люди пойдут на работу на завод — все истопчут. Видим: в одном месте следы от мужских кроссовок. Пошли по ним. Они пересекли дорогу, потерялись. С трудом отыскав их, прошагали еще два-три километра и пришли… почти к дому убитой. Подозрение пало на одного из ее соседей. Мы изъяли у него две пары кроссовок, но рисунок не совпал, хотя размер был тот же. Быстро получили санкцию на обыск и нашли еще одну пару — ту самую!

Александр Иванович терпеть не мог «палочной системы». Искал правду, а не гнался за показателями. 

Был случай: в одном из сел Никольского района прямо в постели зарезали сонного мужчину. Его, истекающего кровью, нашла сестра. Закричала: «Кто тебя?» Он успел назвать имя ранее судимого знакомого. Нашлись и свидетели, которые видели того возле дома погибшего незадолго до происшествия. 

Стали мужика допрашивать. Он руку к сердцу: «Не я!» Но видит, ему никто не верит, все показания не в его пользу. В итоге готов даже написать явку с повинной, чтобы срок меньше дали. 

Дело можно было бы считать раскрытым, но Пронькин засомневался. Потом нашлись люди, которые подтвердили: в дом подозреваемый не заходил, постоял рядом и ушел, жертва просто слышала его голос. А произошло все в полной темноте. 

— Дело мы тогда так и не раскрыли, но для меня главное, что не посадили невиновного, — объясняет Александр Иванович.

Лучшее место на земле

18 лет прошло с тех пор, как он впервые надел судейскую мантию. И ему по-прежнему важнее всего не погрешить против истины. Нередко возвращает дела на доследование. Судья должен быть твердым и беспристрастным. Но кто сказал, что он должен быть равнодушным?  

У каждого человека есть любимое место на земле. Пронькин много повидал, был на Байкале. В юности, романтик, даже пробовал на вкус воду Балтийского моря: так ли она солона, как говорят? 

Но не моря и не горы произвели на него самое большое впечатление. Лучшим местом на земле осталась для него малая родина — крохотный поселок Руждум Городищенского района, которого ныне и на карте нет.   

— Ни одного дома не осталось, а до сих пор тянет туда, — признается Александр Иванович. — Нет-нет, да и поеду, подышу родным воздухом.

В этот момент я вижу в этом умудренном опытом мужчине простого мальчишку, верящего в справедливость и готового отстаивать ее. В душе он до сих пор остался таким. 

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное