Православие без границ: Пенза приняла первых африканских семинаристов

Пензенская духовная семинария впервые приняла иностранных студентов

Православие без границ: Пенза приняла первых африканских семинаристов

Когда я услышала, что сейчас в аудиторию пригласят Тита и Захарию, подумала, что речь идет о монахах. Очень уж редкие имена, такие встретишь разве что в монастырях. Но к нам вышли два темнокожих парня. Один приехал в Пензу из Кении, второй – из Камеруна. Титус Мутеа Баариу и Захарий Наполеон Фудо – так на самом деле зовут молодых людей. До поступления в семинарию они не знали ни слова по-русски. С Титом и Захарией (это церковнославянские варианты их имен) нам пришлось общаться через переводчиков. 

Православная миссия

Иностранными студентами Пензу сегодня не удивишь: в одном только ПГУ учатся молодые люди из 47 государств мира!

DSC_4697.jpg
Духовная же семинария стоит среди вузов особняком. Одним из главных условий поступления сюда является православное вероисповедание абитуриента. И как-то не укладывается в голове: где православие, а где Африка…

На самом деле православие пришло в Африку (в Египет и Эфиопию) с первыми христианами в I веке нашей эры. Согласно Священному Преданию, в их числе был сам апостол Марк, автор одного из Евангелий.

DSC_4671.jpg
А более широко оно стало распространяться только в 1930-х годах: сначала в Уганде, затем в Кении и других странах. Все общины принадлежали к Александрийской православной церкви. 
Русская православная миссия была основана в Африке в 2022 году. И связано это было, как ни странно, с событиями на Украине и последовавшим церковным расколом. Не понравилось верующим африканцам, что одни православные верующие отделились от других по политическим мотивам, а Александрийский патриарх это поддержал.

DSC_4654.jpg
И вот тогда несогласные с таким раскладом жители далекой страны засыпали Московский патриархат прошениями принять их в лоно Русской православной церкви. В результате был основан Патриарший экзархат Африки.  

Дружеские связи

Казалось бы, причем здесь Пенза?

DSC_4838.jpg
– Так сложилось, что мы с Патриаршим экзархом Африки митрополитом Каирским и Северо-Африканским Константином вместе учились в Московской духовной семинарии. До сих пор сохранили теплые, дружеские отношения, – рассказал ректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев. – Митрополит Константин знал, что в нашем городе есть духовный вуз. И в телефонном разговоре спросил, готовы ли мы принять нескольких африканских студентов. Он также обратился с официальной просьбой к митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму.
Так у нас появились иностранные семинаристы.

Несмотря на языковой барьер, африканцы не стали тут чужаками. Живут в семинарском общежитии и интенсивно учат русский язык. У Тита уже появился закадычный друг, сосед по «келье» Серафим Федин.

DSC_4746.jpg
– Мы очень ждали ребят из Африки, – поделился Серафим. – Интересно же, настоящая экзотика! Тит – веселый, дружелюбный. Мы общаемся в основном на английском. Когда познакомились поближе, я узнал, что он успел послужить алтарником в храме и преподавал в воскресной школе. Он замечательный проповедник, очень хорошо знает Священное Писание и перед сном рассказывает нам разные библейские истории.

Тит родился в семье протестантов и с детства ходил в методистскую церковь. В числе его друзей были и православные.

– Они много рассказывали о своей вере, о таинствах церкви, и это было интересно, – говорит Тит. – Когда мне исполнилось восемь, я сказал, что хочу быть со своими православными друзьями. Мама не возражала. И через год иеромонах Фома крестил меня в реке. Позже и мой младший брат тоже принял православие. Родители поддержали нас.

DSC_4819.jpg
Тит мечтает вернуться в Африку и стать священником-миссионером.

Если бы не морозы...

Захарии пришлось немного сложнее, потому что его родной язык – французский, и говорить на нем он может только с преподавателем семинарии. Это стало дополнительным стимулом быстрее освоить русский. Он уже может общаться с однокурсниками на бытовом уровне.

– Мой отец – православный священник,  – рассказывает Захария. – Когда русские пришли в Африку, увидели, как бедно живет местное население, начали оказывать гуманитарную помощь, строить школы, больницы, храмы, приюты для сирот. Поэтому у нас все больше людей стали тянуться к православной вере. У нас не хватает священников, и отец одобрил мой отъезд в Россию на обучение.

DSC_4718.jpg
 Захарии и Титу нравится в Пензе, правда, они никак не привыкнут к снегу и морозам. Мерзнут. Из-за этого, кстати, мы не смогли встретиться с третьим африканским семинаристом – кенийцем Люком (однокашники зовут его Лукой) Мачарией Вачанией. Парень простыл и оказался в лазарете с высокой температурой.

Я спросила Тита, как на его родном суахили звучит начало молитвы «Отче наш». Оказалось «Баба? Йету?». Цвет кожи у наших и африканских семинаристов разный, а ценности одинаковые.

«Пензенская правда» (№1, 07.01.2026)

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER