Право болеть достойно: как в Пензенской области работают муниципальные сиделки
– Жить будет, а вот ходить – никогда, – с сожалением констатировали врачи.
Симпатичный, умный, активный, полный сил подросток, один из лучших учеников в классе, у которого впереди, казалось, светлое будущее, оказался навсегда прикован к инвалидному креслу.
Как ломается жизнь
Первое время за Лешей ухаживала мама. Старшая сестра Наташа с мужем и маленьким сыном жила в другом районе, работала и могла навещать брата только по выходным. Через четыре месяца после того, как Лешу выписали из больницы, молодой женщине позвонила мать.– Нет у меня сил ходить за ним, я сама нездорова. Забирай его.
Наталья ужаснулась: от родного человека она такого не ожидала. Перевезла Лешу к себе, окружила вниманием и лаской, помогая ему в реабилитации.
Она еще не знала, что странное поведение мамы было первым признаком начинающегося психического заболевания.
Реабилитация Леши дала положительный эффект, он научился передвигаться в инвалидном кресле. Его перевели на домашнее обучение, парень освоил компьютер и через несколько лет окончил среднюю школу. Успешно сдал ЕГЭ, продолжил учебу в одном из пензенских вузов.
Тем временем у Натальи с мужем родился второй ребенок – девочка. После декретного отпуска счастливая мама вышла на работу в Комплексный центр социального обслуживания населения Мокшанского района на должность социального работника.
Казалось, самое трудное позади, но семью ждало новое испытание: у Наташиной мамы начала прогрессировать болезнь. Нестарая еще женщина стала вести себя неадекватно. Наталья продала ее дом в Пензенском районе и перевезла мать в Рамзай, чтобы была под присмотром. А потом та и вовсе слегла.
Стать сиделкой для мамы
Директор Комплексного центра социального обслуживания населения Мокшанского района Наталья Салина была шокирована новостью: один из ее лучших социальных работников увольняется.
– У меня двое лежачих больных на руках, маме нужен постоянный уход, а на сиделку зарплаты не хватит, – чуть не плакала Наталья Иванченко.
Директор скрепя сердце подписала ее заявление. Но вскоре Наталья... вновь вышла на работу.
Дело в том, что в прошлом году Мокшанский и еще шесть районов Пензенской области, а в этом году – еще и Пенза, вошли в пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, являющийся частью нацпроекта «Демография», одной из составляющих которого является система долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Проще говоря, тяжелым лежачим больным стали доступны бесплатные сиделки, труд которых оплачивает государство.
В муниципалитетах, вошедших в пилотный проект, появился целый штат профессионально обученных специалистов. Они умеют правильно переворачивать больных, предотвращать появление пролежней, менять подгузники и постельное белье, кормить, купать… Ежедневно проводят с пациентами до пяти и более часов, вскоре начнут работать и по выходным.
И что особенно важно: закон позволяет взять на должность сиделки родственника пожилого человека или инвалида (тот проходит специализированную образовательную программу). Ухаживающий получает зарплату, его труд контролирует начальство. Таким образом, убиваются сразу два зайца: нуждающийся в уходе – под присмотром близкого в родных стенах, а его родственник, официально работая на дому, получает зарплату за выполнение привычной рутины.
Так Наталья Иванченко и стала сиделкой для мамы, совмещая эту должность с обязанностями социального работника для брата.
– В моей жизни наконец-то появился просвет, – с облегчением говорит она.
Чего боятся сиделки
Сегодня в Мокшанском районе ухаживают за больными 28 сиделок. Трудятся, что называется, по зову сердца. Кто-то просто поменял специальность, перейдя на эту должность из социальных работников, для кого-то социальная сфера – новый вид деятельности. Но случайных людей среди них нет.
Лариса Шерстнева уже несколько месяцев ухаживает за жительницей Мокшана Верой Вычегжаниной. Пожилая женщина потеряла способность двигаться самостоятельно после инсульта. Родные присматривают за ней вечерами и по выходным, а в будни – Лариса.
– Работа сиделкой для меня в новинку, я по образованию оператор ЭВМ, – рассказывает Лариса. – Просто после декретного отпуска не смогла вернуться на прежнее место, а работать было нужно. Случайно выяснилось, что одному из местных жителей требуется сиделка для мамы и есть возможность устроиться на эту должность официально. И я рада: помогать людям – это благородно.
Женщина не кривит душой, она действительно так думает и живет. Как подтверждение – тот факт, что она, имея троих детей, стала приемной мамой для четвертого.
– Я втянулась в новую работу за неделю, хотя, конечно, боялась не справиться. Мы с Верой Валентиновной сразу нашли общий язык. Представляете, даже анекдоты умудряемся друг другу рассказывать. Моя подопечная в прошлом швея, а я люблю шить, и она часто дает мне грамотные советы.
Труднее всего – не физические усилия, а когда Вера Валентиновна впадает в депрессию, начинает плакать, говорить, что устала… Начинаю успокаивать, искать ободряющие слова.
Мы обратили внимание, что пациентка лежит на необычной кровати, напоминающей современные послеоперационные койки в больнице. Как пояснила директор Комплексного центра Наталья Салина, средства для ухода, реабилитации и индивидуальной мобильности – ходунки, инвалидное кресло, противопролежневые матрасы, специальные кровати также предоставляются нуждающимся людям бесплатно по назначению врача.
– А знаете, чего больше всего боятся сиделки? – спросила Наталья Александровна. – Когда их подопечные уходят из жизни. Для наших сотрудников это потеря родного человека. Пока они ухаживают за бабушками (мы так их всех между собой называем), привязываются всем сердцем. И скорбят, провожая их в последний путь.
Сиделок на всех не хватает
Так сложилось, что в Мокшанском районе сегодня потребность в бесплатных сиделках по большей части закрыта. В очереди на предоставление данных услуг не более пяти человек. Кто-то нанимает частных помощников, кто-то не хочет впускать в дом чужого человека или имеет возможность сам присматривать за родственником. Кстати, для последних при Комплексном центре действует специальная школа, где обучают азам работы сиделки.А вот в Шемышейском районе, также одним из первых вошедшем в пилотный проект, ситуация иная. Здесь также все сделки обеспечены работой – всего их 18 (почти в два раза меньше, чем в Мокшане), однако потребность жителей в долговременном уходе пока не закрыта. Такова районная специфика…
– У нас становление службы долговременного ухода, честно признаюсь, проходило нелегко. Не сразу набрали штат сиделок, долго искали подходящие кандидатуры. А люди, еще не отошедшие от пандемии коронавируса, поначалу боялись впускать наших сотрудников в дом из-за риска заразиться, – вспоминает директор Комплексного центра социального обслуживания населения Шемышейского района Алексей Грушкин. – Но потихоньку все налаживалось. Кстати, из 18 человек родственниками пожилым и инвалидам приходятся всего четверо. Как правило, те, кто стал сиделкой близкому, после его смерти увольняются. И мы не можем повлиять на их решение. Но, к счастью, бывает и по-другому. Одна из жительниц Шемышейки устроилась к нам, чтобы профессионально ухаживать за лежачей свекровью. Но пока она проходила обучение, оформляла документы – пожилая женщина скоропостижно скончалась. И к чести новоиспеченной сиделки, она не отказалась от работы и теперь ухаживает уже за посторонним человеком, добросовестно выполняя обязанности.
Впрочем, людям этой профессии часто приходится делать больше того, что предписывают должностные инструкции. Не потому, что заставляют, а опять же по велению души.
Елена Бахчина, имеющая большой опыт работы медсестрой, в прошлом году устроилась сиделкой к Алексею Петровичу Жидкову. Пожилой человек болел уже давно, но, пока мог, обслуживал себя. А в какой-то момент перестал вставать с кровати. Его супруге Татьяне Николаевне было тяжело самой за ним ухаживать, поэтому помощь сиделки оказалась незаменимой. А спустя несколько месяцев и здоровье супруги сильно пошатнулось – слегла сама.
Получилась парадоксальная ситуация. По нормативам одна сиделка может обслуживать только одного больного, за одного же и получает зарплату. Выход – пригласить второго специалиста по уходу. Но в данном случае это проблематично: Татьяну Николаевну, как вновь выявленную тяжелобольную, пока только поставили в очередь на услуги сиделки...
– Конечно же, я не оставляю вниманием и Татьяну Николаевну, – рассказывает Елена Бахчина. – А как иначе? За Алексеем Петровичем ухаживаю, мою, кормлю, а его супруга пусть справляется, как хочет? Это не по-человечески. Помогаю обоим.
– Не знаю, что бы мы делали без нашей Лены, – подает голос Татьяна Николаевна. – Так о нас заботится, всегда веселая, улыбается, нам настроение поднимает.
В работе проекта пока есть некоторые шероховатости. Но ведь недаром он и носит название пилотного: на практике выясняются все его достоинства и недостатки, что можно улучшить, что изменить, что добавить.
В любом случае это настоящий прорыв в уходе за тяжелобольными гражданами, аналогов такой службе в России еще не было. А в итоге тысячи людей по всей стране получат достойный профессиональный присмотр, а их родные и близкие – возможность вести полноценную жизнь, работать, не выпадая из социума.
В пилотный проект входят: Пенза, Бековский, Бессоновский, Каменский, Мокшанский, Никольский, Сердобский и Шемышейский районы. Жители этих икниципалитетов, чьи родственники нуждаются в услугах сиделки, а также в технических средствах реабилитации, могут обратиться на горячую линию в Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области по тел. 8-800-234-49-73 или в центры социального обслуживания по месту жительства.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Откровения матушки Валентины из Леонидовки
Посты Валентины Соловьевой в ВК – это дневник, наполненный светлыми мыслями, добрыми чувствами, мудрыми советамиКак Лермонтов мог бы отметить Новый год: топ-9 рецептов дворянской кухни 19 века
Редкая хозяйка не задумывается о новогоднем меню – хочется чего-то необычного!Пензенцам напомнили о штрафах за салюты и фейерверки на Новый год
Герои, мы вами гордимся! Победители народного голосования побывали в редакции «Пензенской правды»
Пензенские волонтеры спасают берега Анапы от экологической катастрофы
В «Пензенской правде» наградили победителей фотоконкурса «Наша дружная семья»
Журналисты «Пензенской правды» стали победителями премии Заксобра «Признание-2024»
Они получили наградыНа Ладожской в Пензе столкнулись Renault Sandero и Volkswagen Polo
Правоохранители проводят проверку10 лучших идей, куда сходить на выходных 28 и 29 декабря 2024: «Принцесса на горошине», «Кот в сапогах» и «Морозко»
Публикуем самую интересную афишуВ Пензе наградили победителей конкурса «Компьютерное 3D-моделирование»
Конкурс проходит уже в 12-й разСбер фиксирует изменения на кредитном рынке
Директор департамента «Занять и сберегать» Сбера Сергей Широков подводит итоги 2024 года и делится прогнозами на будущее в интервью BFMПодведены итоги конкурса журналистов «Финансовый актив»
Жюри определило победителей в трех номинацияхВ 2024 году жители России оплатили покупки улыбкой более 25 млн раз
Телефонные мошенники активизировались перед Новым годом и убеждают россиян совершать поджоги
В Пензенской области за 11 месяцев введено в эксплуатацию 868,5 тыс. квадратных метров жилья
Белорусов удивил размах молочного комплекса в Сердобском районе
Олег Мельниченко поздравил пензенских энергетиков
Глава региона отметил успешную практику внедрения инновацийГубернатор Мельниченко принял участие в заседании Госсовета по вопросам поддержки семьи
Оксана Чубарь: Владимир Путин продемонстрировал высокий уровень открытости власти
Нелли Шумилина поделилась мнением об «Итогах года с Владимиром Путиным»
Геннадий Белорыбкин о прямой линии: Это был честный и открытый разговор с жителями страны