Посвящается памяти Владислава Даниленко
И в официальной биографии указано, что в 1959 году он приехал в Пензу «по месту жительства жены». На самом деле все было наоборот.
Вообще, это красивая история. Татьяна и Владислав познакомились в оперном театре. Ходили на представления каждый сам по себе, потом начали замечать друг друга, а затем и обмениваться впечатлениями. Наконец, дело дошло до провожаний из театра домой.
Как рассказывал Владислав Васильевич, в один из таких вечеров Татьяна, завершающая в тот год учебу в университете, поделилась проблемой: ее по распределению направляли куда-то аж за Урал.
Владислав спросил, что можно сделать. Она ответила со вздохом: «Только замуж выйти. Но мне не за кого». Как это не за кого?! Он тотчас же предложил свою кандидатуру.
Они поженились, намереваясь жить в Саратове (для Татьяны это родина, а Владислав приехал из Баку). И вот почему: он занимался писательским трудом и мечтал издавать свои произведения, а в Саратове было издательство. Но, увы, печатать его повести никто не собирался.
На каком-то творческом семинаре он познакомился с директором Пензенского отделения Приволжского издательства, и тот позвал его в Пензу, сказал: «Мы тебя поставим в план и точно опубликуем».
Семья и профессия
Вот так молодожены оказались в Пензе. К сожалению, никакие произведения Даниленко света так и не увидели. Но в Пензе он окончил заочно педагогический институт и приобщился к журналистике. Правда, этому предшествовала работа в разных местах, в том числе и в школе учителем.И Татьяна не сразу стала знаменитой журналисткой – прошла школу многотиражек.
Жили они тогда очень бедно, на съемной квартире. Родился первенец. Навсегда я запомнила рассказ Татьяны о том, что надо было носить Димку в больницу на ежемесячные осмотры педиатра, а ей не в чем было идти. Так она надевала ботинки мужа и его майки...
Но постепенно каждый из этих милых, гуманных и скромных людей нашел свое место. Татьяна укоренилась в областной газете «Пензенская правда», где в общей сложности проработала 37 лет. И столько же Владислав проработал в многотиражке ПГУ «За инженерные кадры» (ныне «Университетская газета»).
Они стали уважаемыми, авторитетными людьми в Пензе. Но оставались очень непритязательными. Квартиру, конечно же, семья, в которой родился второй сын Владимир, получила: сначала двухкомнатную, потом трех. Но обстановка в доме была очень скромной: простая мебель, много книг, пластинок, кассет с классическими фильмами.
Отвечаю за каждую каплю
Помню, мы с коллегами ходили на юбилей Татьяны Дмитриевны, когда она уже не работала. Владислав Васильевич тогда поставил кассету с американским фильмом «Большой вальс» 1938 года производства – об Иоганне Штраусе. И так трепетно смотрел, так хотел, чтобы мы и то подметили, и это оценили.А Татьяна Дмитриевна показывала родословную своей семьи, которую написала уже на пенсии и издала в единственном экземпляре.
Это был дом интеллигентов, где никогда не знали материального богатства (и не стремились к этому!), довольствуясь духовной и интеллектуальной пищей, теплым, уважительным отношением друг к другу и к людям.
Татьяна Дмитриевна ушла из жизни в 2015 году. Оставшись без нее, Владислав Васильевич занялся ремонтом квартиры. Наверное, это отвлекало его от горя…
Он немножко помогал сыну Володе на пасеке (сам же в свое время приобщил его к этому делу). Пасека располагается на берегу Хопра. Там, в полузаброшенной деревне, которую все называют Дворянки, Даниленко лет 20 назад купили домишко, где проводили теплое время года, наслаждаясь природой.
Многие коллеги брали у них мед, и я в их числе – моя мама очень любила. Володя привозил нам пять банок и всегда говорил: «Отвечаю за каждую каплю». Как же это по-даниленковски!
И такая деталь: деньги он брал за четыре банки: «Папа так велел». Я звонила Владиславу Васильевичу с возмущением: мол, это что такое? А он в ответ: «Одна – по дружбе». Как же это по-даниленковски.
Чтобы все было тихо...
Он всегда был общительным и продолжал встречаться с друзьями. Года три назад мы с ним были в гостях у общей знакомой. Сидели, сидели за столом, потом начали танцевать, чтобы наеденное растрясти. И Владислав Васильевич с нами. Я тогда обратила внимание на то, как он легко двигается, хотя ему было уже под 85. Он всю жизнь был худым, подтянутым. Его обаяние, живые глаза, всегда чуть иронично и слегка игриво смотревшие на мир, – все это сохранялось до последнего....Проболел он совсем недолго. Сыновья ухаживали за ним. В скорбный день 20 августа Володя покормил отца и сел рядом. Тот сжал его руку и сказал: «Я хочу, чтобы все было тихо». Потом заснул. Володя уехал по делам, а когда вернулся...
Дети выполнили пожелание отца. Они никуда не позвонили – ни в редакцию, ни в университет. Все было тихо. По-даниленковски.
Похоронили его семьей на Ахунском кладбище, рядом с Татьяной Дмитриевной.
И это все о нем
Виктор МЕЩЕРЯКОВ, кандидат технических наук, профессор, советник при ректорате:
— Я приехал из аспирантуры в 1973 году, Владислав Даниленко уже был редактором «Университетской газеты». Мне, молодому ученому, было очень интересно читать вузовскую передовицу. Здесь писали о самом важном! Тогда не было сайта, Интернета, поэтому газета была во многом первоисточником информации.
Владислав Васильевич с первого взгляда мне запомнился внешне: статный, сухопарый, подтянутый. Я по линии общественной деятельности координировал в вузе работу общества «Знание», поэтому мы взаимодействовали, совместно готовили научно-популярные публикации для газеты.
Очень был грамотный и интеллигентный человек — я никогда не слышал, чтобы он вспылил. Всегда располагал к себе.
Ольга СПИРИДОНОВА, документовед издательства ПГУ:
— Я познакомилась с Владиславом Васильевичем Даниленко в 2006 году. Тогда мне поручили, на мой взгляд, очень ответственный участок работы — верстку газеты. Я, признаюсь, волновалась. Боялась подвести.
Это был мой первый опыт, до этого я не занималась версткой. Могу с уверенностью сказать, что Владислав Даниленко мне много дал в профессиональном плане.В течение двух лет мы совместно выпускали «Университетскую газету». Тогда она выходила в формате А4.
Работать с Даниленко было спокойно и комфортно. Владислав Васильевич очень вдумчиво и внимательно вычитывал все материалы в номере. При этом никогда никого не критиковал прилюдно, даже если ему что-то не нравилось. Никогда не торопился.
Он запомнился мне как человек открытый и располагающий. Часто рассказывал о своей жизни и работе, делился чем-то личным.
У Владислава Васильевича было еще одно увлечение — пчелы. Даже после того как ушел на заслуженный отдых, он приходил к нам в гости и угощал медом со своей пасеки. Всегда с интересом расспрашивал, чем живет его родной университет.
Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
В Лунинском районе сторож насмерть забил коллегу багром и фонариком
Суд разобрался в обстоятельствах дела и вынес приговорПензенцам рассказали, что находится по ту сторону зеркал
Новый иммерсивный спектакль поставлен по мотивам произведений Александра КупринаПутин рассказал, как решается вопрос с выдачей инсулина и других лекарств
Коснулся он и возникшего в аптеках дефицита физраствораСтуденты ПГУ из Поднебесной разучили популярную русскую песню
«Снег кружится», исполненный на эрху, звучит оригинальноТелефонные мошенники активизировались перед Новым годом и убеждают россиян совершать поджоги
За последнюю неделю в стране произошли массовые поджоги административных и социально значимых объектов, а также офисов банковОлег Мельниченко поздравил пензенских энергетиков
Глава региона отметил успешную практику внедрения инновацийГубернатор Мельниченко принял участие в заседании Госсовета по вопросам поддержки семьи
Интересы семьи должны стать ориентиром для всех национальных проектовОксана Чубарь: Владимир Путин продемонстрировал высокий уровень открытости власти
Нелли Шумилина поделилась мнением об «Итогах года с Владимиром Путиным»
Геннадий Белорыбкин о прямой линии: Это был честный и открытый разговор с жителями страны
Олег Мельниченко прокомментировал итоги прямой линии с Владимиром Путиным