Половодье в Пензенской области: вода приходит и уходит, но бдительность всегда нужна

«Плохая» погода спасла нас от большой воды

Половодье в Пензенской области: вода приходит и уходит, но бдительность всегда нужна

Мы ругали затяжную весну, хотели сразу тепла и солнца, но именно «плохая» погода спасла нас от большого половодья.
Однако без локальных подтоплений все же не обошлось.

Куры на шкафах

Обычно больше всех от большой воды страдает Сердобский район, где небольшая речушка Сердоба весной бушует не на шутку. Этой зимой к разливу готовились особенно тщательно.

— Столько снега не было давно, — говорит пенсионерка из села Пригородного Мария Вралушкина. — С февраля стала убирать все ценное в доме повыше или отдала родственникам. 

Мария Никитична живет почти у самой реки и хорошо помнит события четырехлетней давности, когда уровень реки поднялся выше обычного почти на 7 метров. В ту весну только в райцентре из зон подтопления, а это 46 городских улиц, было эвакуировано 372 человека, в том числе 92 ребенка.  

По словам пенсионерки, тогда вода зашла в дом и стояла почти неделю, а баню затопило почти по самую крышу. Половодье унесло почти все, что лежало на улице: баки, лейки, грабли.



— Чтобы не погибли куры, пришлось запустить их в дом, — продолжает женщина. — Так и сидели они, перепуганные, всю неделю на шкафах. А муж не захотел эвакуироваться и спал на чердаке, охранял дом от мародеров. 

В некоторых избах после ухода воды люди обнаруживали рыбу.

Остров невезения

В этом году пронесло. Сердоба поднялась не намного выше критической отметки. 

Тем, что вода остановилась на полпути, довольны и жители улицы Луговой, которая с двух сторон окаймлена рекой — самое затопляемое место в районе. 

— Каждую весну сидим как на пороховой бочке, — говорит Галина Зотова. — Иной раз вода за ночь поднимается на 2–3 метра! 

Дом у Галины Васильевны каменный, добротный. Однако даже он из-за постоянного переувлажнения начал давать трещины. Еще пару сильных наводнений – и кладку придется перебирать. Сильно страдает и мебель в комнатах, которую нередко после пяти лет эксплуатации в таком жестком режиме приходится менять. Лишь старинному дубовому шкафу все нипочем – от влаги он становится только крепче. 

Конечно, власти помогают жителям. Например, четыре года назад всем пострадавшим выплатили по 10 тысяч рублей. 
Люди на «острове невезения» небогатые и свое имущество страхуют редко. Как всегда, надежда на авось.  
На памяти Галины Васильевны самое сильное половодье случилось в 1994 году, когда Сердоба поднялась на 7,3 метра. Дома тогда затопило по окна.  

— Многие жили на чердаках, — вспоминает Зотова. — На лодках плавали на работу и обратно.
Кстати, много лет назад во время одного из сильных наводнений по реке вдруг поплыли… свиньи. Оказалось, что выше по течению с одной из ферм не успели вывезти животных и бедняжки, спасая свою жизнь, пустились вплавь.

Цепочка проблем

Почему Сердоба так «хулиганит»? По словам местных коммунальщиков, дело не только в медленном течении, но и в большой водосборной площади. К тому же многие участки в реке заросли, что еще больше тормозит ее поток. 

— Мы укрепили несколько участков береговой линии Сердобы и ее притоков, — объясняет заместитель главы районной администрации Андрей Дмитриев. 

Расчистка русел находится в компетенции федеральных органов. Пока денег на это не предусмотрено.  

В прошлом году выше по течению была укреплена плотина, которая показала свою эффективность по сдерживанию воды. Кстати, это первый рубеж обороны от стихии. Второй – переливная плотина у села Пригородного, которая тоже сработала.   

Кстати, ниже по течению, у села Куракино, с советских времен в мелиоративных целях была сооружена третья русловая плотина. Летом она сдерживает воду, а весной пропускает ее через открытые шлюзы. Однако при большом половодье ее пропускной способности недостаточно, так что нередко от большой воды страдают и жители этого села. 

Впрочем, главная причина наводнений находится ниже по течению. 

— Нашу реку подпирает Хопер, куда она впадает, а его, в свою очередь, Дон, — объясняет Андрей Владимирович. — Переполненная по весне могучая река просто не может принять дополнительную воду из притока.       

Операция спасения

   Беда обошла в этом году стороной и Нижнеломовский район, в том числе село Голицыно, часть которого также традиционно страдает от весенней напасти.

— В этом году вода в Мокше поднялась не намного, — говорит глава местной администрации Лариса Вьюнова. — До выхода из берегов оставалась всего пара десятков сантиметров. Хорошо, что весна выдалась затяжной и снег сошел медленно, — объясняет она. — Большая часть влаги впиталась в землю. 



А вот жителям села Даньшино Белинского района пришлось поплавать. В ночь с 3 на 4 апреля река Чембар неожиданно вышла из берегов и затопила окрестности. Пострадало и знаменитое поместье Даньшино — этнокультурная жемчужина района. 

Вода наступала так быстро, что в западню попали кошки, собаки и другая живность. Сотрудники арт-поместья, отважно пробираясь через ледяную воду, доставили продрогших бедолаг на сушу.

— Вода сошла быстро, — говорит работник поместья Андрей Белов. — Честно говоря, мы ожидали худшего.

Досталось в этом сезоне селу Большая Валяевка Пензенского района. Бурный поток талых вод прошел через дворы жителей, сметая все на своем пути. Правда, в одном дворе обнаружили «прибыток» – занесенный потоком дорожный знак. 
Местные власти оперативно отреагировали на ситуацию, сделав водоотвод. 

На плотине спокойно

Что касается Пензы, то сброс воды из Сурского водохранилища не превысил даже 75 кубических метров в секунду, что в десять раз ниже критического уровня.

— При обилии снежной массы половодье в этом году прошло достаточно спокойно, — говорит заместитель директора Сурского гидроузла Борис Абрамов. — Такое бывает крайне редко. 

В настоящее время уровень воды в реках почти пришел в норму. 

Ежегодно в Пензенской области риск подтопления грозит более 18 200 домовладениям, в которых проживает более 50 тысяч человек.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке