Полиграф в Пензе: Как проверяют жен и сотрудников

Полиграф в Пензе: Как проверяют жен и сотрудников

Поклонники культового отечественного фильма 1960-х «Ошибка резидента» практически наизусть помнят сцену допроса советского разведчика Павла Синицына по кличке Бекас в стане врага на полиграфе, а проще — детекторе лжи. 

«Вы родились в Москве? — Да. — Ваш отец жив? — Нет. — Вы коммунист? — Нет. — Вы служите в органах безопасности? – Нет…»

И как же лихо обаятельному Бекасу в исполнении Михаила Ножкина удалось провести и сложный технический прибор, и матерых представителей иностранных спецслужб! 

На многих этот эпизод до сих пор производит впечатление, заставляя относиться к детектору лжи, как к чему-то несерьезному, дорогой игрушке.  

Тем не менее сегодня к услугам полиграфологов все чаще прибегают и правоохранительные органы, и крупные промышленные и торговые компании, и частные лица. Потому что вывести обманщика на чистую воду с помощью детектора вполне реально!

Аварийная ситуация

— Сегодня Бекаса быстро бы разоблачили, — убежден эксперт-полиграфолог, частный детектив Павел Спирин. — Современные полиграфы сильно отличаются от тех, что производились в 1960-е. Они одновременно считывают множество физиологических показателей, которые невозможно подделать: частоту дыхания, артериальное давление, сердечный ритм, наполнение сосудов кровью… 

По словам Павла Константиновича, обмануть полиграф невозможно: прибор бесстрастно фиксирует реакцию человека на те или иные вопросы: 

— Организм в некоторых случаях может не среагировать на ложь, если ее выявление не несет каких-то значимых последствий. А если от этого зависят твоя жизнь, свобода, благополучие… 

Страх перед разоблачением вызывает такую же реакцию, как если бы вы спокойно ехали за рулем и вдруг на вас со встречной полосы вынесло другой автомобиль. При этом надпочечники выбрасывают в кровь адреналин, учащается дыхание, сердцебиение, повышается давление. 

Сохраняя внешнее спокойствие, неверный супруг еще может обмануть свою вторую половинку, вопрошающую: «Ты мне изменил?». Но организм отреагирует на неприятный вопрос, а полиграф зафиксирует реакцию на страх во время ответа. 

Павлу Спирину чаще всего приходится проводить проверки на супружескую неверность, алкогольную, наркотическую или игровую зависимость, преданность работника своей фирме — для этого существуют шаблоны вопросов, подгоняемые под каждый конкретный случай. 

Любопытно, что в числе клиентов, желающих уличить вторую половинку в измене, преобладают мужчины. Как правило, настолько доставшие жен своей ревностью, что те на все готовы, лишь бы их перестали подозревать в том, чего они не совершали.

Была клиентка, которая пришла одна и по собственной инициативе попросила проверить ее на супружескую неверность. Аппарат подтвердил, что она никогда не изменяла ревнивцу. Женщина вернулась домой, швырнула заключение полиграфолога в лицо мужу и на следующий день подала на развод. 


Верю — не верю

Интернет пестрит всевозможными советами, как обмануть детектор лжи. Каждый автор клянется, что «инфа 100 процентов». Напиться накануне, воспользоваться успокоительными или психостимулирующими препаратами, обработать ладони составом, уменьшающим потоотделение. Или положить канцелярскую кнопку под большой палец ноги и нажимать на нее во время процедуры, чтобы организм среагировал на боль и запутал полиграф. 

Однако опытные полиграфологи умеют пресекать обман. 

— Перед тем как надеть датчик, я протираю пальцы испытуемого специальной спиртовой салфеткой. Как-то проверял сотрудницу одного из сетевых магазинов, подозреваемую в кражах товара, — рассказывает Спирин. — Только салфетку поднес — она руку одергивает: «Не надо протирать». Мне, в принципе, уже и без полиграфа все понятно стало. И показания прибора подтвердили, что работодатель не зря ее заподозрил: женщина подворовывала одежду. 

Как тебя зовут?

Но недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Решила пройти проверку на детекторе лжи и я. Павел Константинович предложил мне самый простой и короткий тест на имена. Суть его в том, что полиграфолог спрашивает, как меня зовут, поочередно называя пять женских имен, среди которых есть и мое — Наталья. На все вопросы я должна ответить «нет». 

Полиграфолог расспросил меня о состоянии здоровья (например, если человек за прошедший год перенес инфаркт или инсульт, ему противопоказана проверка на полиграфе, это ведь стресс для организма), не принимала ли я накануне алкоголь, наркотики или психостимулирующие препараты. Рассказал, как именно будет проходить опрос, как организм реагирует на страх разоблачения. Провел пробный тест, предупредив, что при включенном полиграфе вопросы будут те же самые. 

Кресло, в котором мне предстояло провести ближайшие 15–20 минут, оказалось весьма удобным, в меру мягким, с широкими подлокотниками. Оно расположено боком к полиграфологу, чтобы перед глазами испытуемого была чистая стена, его ничто не отвлекало, а полиграфолог мог видеть, что делает клиент. 

Полиграф представляет собой небольшую металлическую коробочку с датчиками, подключенную к компьютеру. 

Павел Константинович закрепил на мне несколько датчиков: один — в области груди, второй — на животе, третий — на левом плече, четвертый — на пальцах левой руки. И еще один датчик расположен непосредственно на сиденье кресла. 

Проверка началась. Первый тест — контрольный, без вопросов, полиграф фиксирует только реакцию в расслабленном состоянии. Затем последовал собственно опрос. Я мысленно пыталась внушить себе, что меня зовут не Наталья, а Виктория. 

Первый вопрос был нейтральным: 

— Вы живете в Пензе? — Да.
 
А на другие пять «Вас зовут Ольга? Анастасия? Светлана…?» я ответила отрицательно. Интервал между вопросами-ответами составлял 20 секунд, чтобы полиграфолог мог понять, как прибор реагирует на мои честные ответы. 

Затем последовала небольшая передышка, и процедура повторилась еще два раза… 

Павел Константинович показал мне на экране монитора мою полиграфограмму, глядя на которую, я поняла, что напрасно внушала себе, что меня зовут Виктория. Показания всех датчиков зафиксировали изменение физиологических показателей при ответе «нет» на вопрос об имени Наталья.

— Врете вы, девушка, — засмеялся Спирин. 


Сколько стоит полиграф в Пензе

Полиграф, в принципе, может приобрести любой человек. Прибор стоит от 90 тыс. до 1 млн рублей. Обучают полиграфологов на специальных курсах в течение полугода, сумма обучения — от 100 тыс. рублей. При этом желательно, чтобы человек имел высшее юридическое, медицинское или психологическое образование. 

Услуги полиграфолога в Пензе стоят в среднем от 3 тыс. до 20 тыс. рублей.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER