Поход за лекарствами все чаще превращается для пензяков в фактор стресса

Поход за лекарствами все чаще превращается для пензяков в фактор стресса

На днях в кабинет, потрясая зеленым пузырьком, зашел коллега:

— Это витамин D3. Представляешь, в прошлом месяце он стоил около 200 рублей, а теперь маленьких флаконов вообще нет, а большой (с удвоенным количеством таблеток) стоит 600! За месяц нужное мне количество витамина подорожало на 100 рублей!

Я только вздохнула. Сама была в аптеке. Прописанные врачом гормоны, которые следует принимать постоянно, в прошлом месяце стоили 500 рублей, а в этом — 680! Спросила, почему так выросла цена. Фармацевт объяснила: дело в упаковке. Теперь каждый блистер продается в отдельной коробочке...

Про дороговизну противовирусных препаратов даже говорить не хочется. И вряд ли кто меня убедит, что их производители не выжали максимум прибыли из пандемии и нашего страха перед коронавирусом. Большинство лекарств этой группы не входит в реестр жизненно важных. Следовательно, их стоимость не регулируется государством. Но это не значит, что их не назначают врачи. Поднимай цены, Емеля, твоя неделя?!

Между тем ощутимо подорожали не только противовирусные. Наши зарплаты и пенсии не успевают за переписыванием ценников в аптеках. 
В 2019 году фонд «Общественное мнение» проводил опрос. Согласно ему,  среднестатистический россиянин тратил на лекарства от 1 до 3 тысяч рублей в месяц. За 2020 год сведений нет. А было бы интересно... 

В 2020 году исследование провела аналитическая компания AlfaRM. Согласно ему, в разных регионах спрос на лекарства довольно сильно отличается. На одного жителя страны за год вышло почти 5 тысяч рублей «аптечных расходов». Больше всех на лекарства тратили жители Питера (9110 рублей), меньше всех — Чечни (667 рублей). В ПФО, куда входит и Пензенская область, люди отнесли в аптеки в среднем по 4250 рублей.  

Почему такие расхождения в цифрах за 2019 и 2020 год? Неужто расходы уменьшились? Видимо, причина в методике подсчета. В первом случае спрашивали тех, кто как раз и покупает лекарства. Во втором — суммы делили на все население: от младенцев до стариков.   

Без пятисотки не входить?

Решила узнать, каков средний чек пензяка за лекарства. Для этого опросила десять человек, выходящих из аптеки. На точность исследования, понятно, не претендую, но общая картина ясна. Минимальная покупка была на 500 рублей — обезболивающие и глазные капли. Максимальная — 4,5 тысячи рублей (курс препаратов для лечения заболевания позвоночника и суставов). Люди (преимущественно это были граждане старше 50 лет) говорили, что в редкий месяц на лекар­ства уходит меньше 1000 рублей. 

В основном покупают обезболивающие, препараты для лечения заболеваний ЖКТ,  таблетки от давления и от сердечно-сосудистых заболеваний. Последние подорожали ощутимее всего…

И вроде бы тема роста цен на  лекарства «наверху» поднимается, власти об этом знают, периодически организуют рейды… А где результат? 

Проверяющие выявляют очевидное: цены на препараты, внесенные в список жизненно необходимых и важнейших 
(ЖНВЛП), не превышают предельно допустимых государ­ством. А на другие фармацевтические компании могут устанавливать какие угодно — закон позволяет. 

Участникам рейдов придраться не к чему (с юридической стороны вопроса). Моральную же, как правило, опускают…

Ощутимое снижение цен в последнее время мы наблюдали только на лекарство от коронавируса. После внесения в реестр ЖНВЛП оно со «стартовых» 12 тысяч подешевело почти вдвое.  

А проблема дороговизны других таблеток никуда не делась… 

Скидок на бедность нет

В конце января Валентина Матвиенко на заседании Совета Федерации обратилась с призывом к сенаторам, чтобы они следили за ценами на продукты и лекарства. Возможно, сенатору не покажется, что 500 рублей за один поход в аптеку — это слишком дорого. Но для бабушки с пенсией в 9 тысяч рублей, половина из которой уходит на коммуналку, это значительная сумма. 

В случае с платежами за ЖКУ у малоимущих хотя бы есть возможность получить субсидии. На оплату лекарств «поблажек» не предусмотрено. Государство дает право на получение бесплатных таблеток лишь некоторым категориям граждан. Среди них — инвалиды, люди, имеющие тяжелые хронические заболевания (диабет, астму), дети до трех лет и некоторые другие. Скидок на бедность не делают.  
Хорошо еще, что тем, кто дома лечится от коронавируса, положены бесплатные лекарства. 35 миллионов рублей в месяц, по некоторым данным, нужно Пензенской области на их выдачу. Но ведь помимо ковида есть и другие болезни…

Может, стоит рассмотреть опыт Германии? Там значительную часть стоимости рецептурных препаратов, назначенных врачом по показаниям, покрывает медицинская страховка. 

А еще неплохо бы заставить фармбизнес играть по определенным правилам. К чему это дробление упаковок так, что одной не хватает даже на минимальный курс? Нас просто заставляют платить за лишнюю коробочку, и каждый посредник имеет с нее свою маржу… Разве это не очевидно? 

И последнее: не пора ли уже всерьез поддержать отечественного производителя лекарств и субстанций, чтобы цены в аптеках не зависели так сильно от курса доллара?   

Цифра

За 2020 год, по данным Росстата, аптечные траты жителей нашей страны выросли на 10 процентов. Сильнее всего подорожали градусники (4,2 процента), препараты для нормализации микрофлоры и аспирин. Антибиотики выросли в цене от 1 до 3,5 процента. 

Впрочем, данные опять противоречивы. По сведениям аналитического центра «Альфастрахование», наши аптечные траты (лекарства, градусники, маски и антисептики) за последний год увеличились вдвое! А к привычным тонометрам в список покупок медтехники для дома добавились пульсоксиметры, небулайзеры (ингаляторы) и кислородные баллончики. 

И дешевые дорожают 

На сайте Пензастата есть таблица, показывающая, как менялись потребительские цены в регионе в 2020 году. В нее внесены и лекарства. Мы проследили за подорожанием популярных  препаратов за 12 месяцев (для удобства копейки округлим). Вот лишь некоторые из них.

Анальгин — с 13 до 17 рублей.
Анальгетики комбинированные — со 109 до 126 рублей. 
Нимесулид — со 104 до 114 рублей.
Троксерутин (гель) — со 118 до 143 рублей.
Линекс (10 капсул) — с 213 до 295 рублей.

В выборку практически не вошли дорогостоящие лекарства. К примеру, современные пролонгированные препараты от давления стоят 500—700 рублей на месяц. В таблице же фигурируют самые дешевые, например эналаприл. 

Цены снизились лишь на единичные лекарст­ва. К примеру, но-шпа (100 таблеток) подешевела с 251 до 237 рублей. 

Остались на прежнем уровне цены на корвалол и настойку пустырника. Ну хотя бы есть возможность принимать их после походов в аптеку: успокаивать тревожно забившееся при виде ценников сердце. 

Кстати, стоимость самого простого деревянного  гроба в регионе за год осталась на преж­нем уровне — 2646 рублей. Выходит, помереть дешевле, чем лечиться. Только вот пожить еще очень хочется!

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное