Почему зарплаты пензенцев не дотягивают до официальных показателей

Как считают наши доходы? Оказывается, эта методика не менялась десятилетиями

Почему зарплаты пензенцев не дотягивают до официальных показателей

Как известно, статистика знает все. Знает она и то, сколько мы зарабатываем. Из этих цифр выводят среднюю заработную плату в стране, в регионе. Однако, когда данные обнародуют, многие возмущаются: их-то зарплаты до этого показателя не дотягивают!

Мы решили узнать, как именно ведутся подсчеты и почему на бумаге выходит одно, а в жизни — другое... 

На нескольких работах

Сейчас средняя зарплата в Пензенской области составляет 34 304 рубля. Казалось бы, неплохо для провинциального города. Получается, что ежемесячный доход семьи, где двое работают, — под 70 тысяч. 
Но на самом деле у многих не выходит и 40 тысяч. Не случайно на одном из совещаний врио губернатора Олег Мельниченко назвал зарплатную статистику «кривой», не отражающей действительность.

— Это средняя температура по больнице, — сказал он. — То есть если директор предприятия получает миллион, а уборщица 15 тысяч рублей, то в среднем выходит неплохо. 

Олег Владимирович озвучил и еще одну проблему в подсчете зарплат. Особенно она актуальна для системы образования или здравоохранения. По его мнению, здесь приемлемые цифры по доходам выходят благодаря активной работе бюджетников по совместительству. То есть у медиков и педагогов нормальные доходы складываются благодаря тому, что люди трудятся на пределе возможностей.  
— Это ненормальная трудовая занятость, которая изнашивает людей, — подчеркнул глава региона. 
Подобная картина нередко складывается и на промышленных предприятиях. Ведь зачастую работники берут дополнительные заказы, выходят не в свои смены ради того, чтобы зарплата была побольше. По этой же причине очень трудно подсчитать адекватный средний заработок токарей, слесарей, фрезеровщиков… 

Малый бизнес — в стороне

Как считают наши доходы? Оказывается, эта методика не менялась десятилетиями. Сотрудники Росстата делят объем фонда начисленной заработной платы на число сотрудников предприятия и получают среднее значение. 
Раньше такие подсчеты были гораздо ближе к истинному положению дел. 

В советские годы отличие заработков руководителей высшего звена от доходов опытных рабочих было минимальным. Например, генеральный директор ПО «Пензтяжпромарматура» получал практически столько же, сколько хороший сварщик на ответственном участке производства.   
   
Иное дело сейчас. На многих предприятиях заработки руководителей и топ-менеджеров отличаются от доходов простых работяг в 10, а то и 20 раз! 

Пришло время задуматься о том, что старая статистическая модель не очень корректна. 

Погрешностям в подсчетах способствует и выборка. По словам начальника отдела статистики труда, уровня жизни, образования и науки Пензастата Василия Еськина, в сводном анализе учитываются данные о доходах всех бюджетных, строительных и торговых организаций, промышленных предприятий и всего около 30 процентов субъектов малого и среднего бизнеса. Почему так?  

— Согласно методологии, малый и средний бизнес мы проверяем выборочно, — ответил Василий Владиевич. 

Вообще, в этом секторе экономики, где к тому же работает большинство пензенцев, очень сложно подсчитать реальную зарплату. Дело в том, что на небольших предприятиях некоторые сотрудники работают без оформления, некоторые получают часть зарплаты в конверте.

Конечно, с серыми доходами государство борется, но пока не слишком успешно. Доказать, что твоя зарплата «лукавая», довольно трудно, к тому же люди боятся потерять работу, если станут качать права. Так что расчеты по этому сегменту экономики за чистую монету на сегодняшний день принимать нельзя.


Медианная зарплата

Чтобы приблизить статистические показатели к жизни, на федеральном уровне принято решение изменить систему расчетов. Средние зарплаты будут вычисляться медианным путем. Кстати, в мире этот метод считается наиболее прогрессивным.
 
В чем его отличие?
— Медианная зарплата — это сумма, которая находится в центре «зарплатного ряда», — объясняет Василий Владиевич. 

По этой методике учитываются показатели заработка разных групп сотрудников. Конечный результат — средняя зарплата в самой широкой линейке доходов сотрудников.  

Согласитесь, такая методика лучше отражает реалии жизни.

Вот как работает этот статистический подсчет.  
Допустим, на предприятии 20 сотрудников получают ежемесячный доход 12 792 рубля (МРОТ), а владелец — 400 тысяч рублей. По медианной системе получается, что средний доход на этом предприятии — 31 230 рублей (20 х 12 792 + 400 000 : 21), а не 34304 рублей, как это было бы при имеющейся ныне системе подсчета.

Казалось бы, не все ли равно, как будет считать статистика, если в кармане конкретного человека денег от этого не прибавится. Люди с обостренным чувством справедливости успокоятся. Но разве мы станем лучше жить? 

На самом деле этот показатель необходим, чтобы понимать реальную картину в экономике, понять, какие сферы нуждаются в государственном стимулировании, где необходимо усилить контроль. От этих цифр зависят размеры пособий, социальных доплат и даже штрафов. Они влияют и на установление размера прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда. Поэтому для общества так важно, чтобы расчеты были более объективными.    

Цифра
Средняя зарплата в крупных городах отличается от средней в регионах. В Москве в 2020 году, к примеру, она составила 90 тысяч рублей, в Питере — около 66 тысяч. Неудивительно, что многие уезжают на заработки в мегаполисы.

Мнения

Елена, учитель:
— Моей зарплаты не хватает на жизнь, поэтому я подрабатываю репетиторством. Зарплаты многих моих знакомых едва превышают 20 тысяч рублей. 

Виктор, сантехник:
— Совокупный доход моей семьи (моя зарплата плюс зарплата жены) едва дотягивает до среднестатистического заработка одного человека. Этого фактически хватает на еду и коммунальные расходы. Все крупные покупки мы совершаем в кредит. 

Роман, автомеханик:
— Официально я получаю минималку. Остальное мне ежемесячно платят в конверте. Получается больше средней зарплаты.

Ирина, врач:
— У меня хорошая зарплата, я могу позволить себе два раза в год отдыхать на юге. О роскошных отелях речи не идет, но все равно я довольна. Правда, в течение всего остального года приходится вкалывать. Помимо основного места работы в больнице, я веду прием еще в двух частных клиниках.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER