Пензенский учитель: никогда не скрывала, что я – мама особенной девочки

Пензенский учитель: никогда не скрывала, что я – мама особенной девочки

Учитель русского языка и литературы, председатель совета Ассоциации классных руководителей Пензенской области, член Всероссийского Совета классных руководителей и мама особенного ребенка.

Наблюдая за Ольгой Владимировной Захаровой почти пять лет, составила о ней собственное представление: решительная, волевая, искренняя. Поэтому решила спросить без обиняков: если на одну чашу весов положить успешно выстроенную карьеру, а на другую – трогательные ладошки ее маленькой дочки?.. Отвечает, не задумываясь. 

Выбор очевиден

Без имени.png

– И не продолжайте! Пока мне неплохо удается совмещать работу с воспитанием дочери, но если это когда-нибудь станет преградой, выберу ее – семья для меня всегда на первом месте. И скоро мне, кстати, придется взять профессиональную паузу: Саша через год идет в школу, я должна помочь дочке адаптироваться в новых условиях. Откровенно, мне жаль прерывать карьеру, я свою работу очень люблю, трудиться начала с 17 лет, а в школе – уже 12. Для каждого человека важно быть реализованным в профессии. Но иногда наступают моменты, когда нужно расставить приоритеты. Однажды прочитала: «На любой работе нет незаменимых людей, зато дома вы точно незаменимы». Согласна с этим утверждением на сто процентов.

– Оля, когда вы впервые заметили, что с Сашкой что-то не так? Вам было страшно, обидно: почему это случилось со мной?

– Некоторые сложности в развитии мы стали замечать с первых дней ее жизни и сначала списывали все на возрастные особенности младенцев, но в глубине души я понимала: что-то идет не так. Мы обратились за помощью к специалистам, когда Саше исполнилось полтора года, долгое время врачи не ставили нам точный диагноз, но так как я сама работаю с особенными детьми, то довольно быстро поняла, что у Саши признаки аутизма. Невероятно сложно психологически это принять. Были слезы, страх, я долго терзала себя вопросами: «Почему именно с моим ребенком это случилось?» Была и стадия отрицания, когда я агрессивно реа­гировала на любые замечания по поводу развития дочки. Помогли время, поддержка мужа и мамы, но, главное, пришло понимание, что я нужна своей дочери собранной, сильной и уверенной в себе. 

– Судя по вашим постам в Интернете, вы никогда не скрывали, что ваша девочка – аутист.

– Быть родителем – самая сложная и самая важная в мире задача, независимо от того, особенный твой ребенок или обычный. Это огромный труд и ответственность. Мне не с чем сравнить свое особенное родительство, Саша – единственный ребенок в семье, но из разговоров с подругами и родственниками сделала вывод: у каждого свои трудности. Нам с супругом многое приходится «подгонять» под Сашины потребности и особенности. Вместо кружков и секций мы ходим на занятия к специалистам по реабилитации и развитию. Иногда даже самые простые вещи для нас становятся сложными – никогда не знаешь: пройдет ли обычный поход в магазин или прогулка на игровой площадке без проблем. 

К сожалению, детей с особенностями в развитии становится все больше, нам всем очень важно научиться гармонично жить с ними, принимать и понимать их. Мне часто в социальных сетях пишут незнакомые люди, и я отвечаю им, делюсь своим опытом. Хотелось бы создать в нашем городе родительское сообщество или клуб, где мамы и папы особенных детей будут делиться своими сложностями и просто получать поддержку. 

Лучший мотиватор

Сашка-очаровашка в садике.jpg

– Вы не раз говорили об ответственном родительстве. На чем оно основывается в конкретном случае?

– В моем понимании, ответственный родитель – это тот, кто осознает, что все его поступки прямым образом отражаются на его ребенке. И свое поведение он выстраивает в соответствии с тем, что хочет видеть в своих детях. Говорят, что не нужно воспитывать детей, они все равно станут копией своих родителей, нужно воспитывать в первую очередь себя. 

Я вижу свои недостатки, но пытаюсь ради дочки стать лучшей версией себя. Каждый раз, гуляя с дочкой, посещая общественные места, находясь на занятиях, понимаю: если бы не Саша, я, скорее всего, это время провела бы на диване с телефоном в руках. Дети – лучший жизненный мотиватор. Несколько лет назад, чтобы облегчить нам быт и открыть новые возможности, сдала экзамены на водительские права, прошла несколько курсов по работе с особенными детьми, а в ближайших планах – получить профильное психологическое образование. И все это, чтобы лучше понимать свою дочь и таких детей, как Саша.

– При такой занятости на работе, как у вас, без «добровольцев» трудно. Кто помогает вам?

– В основном воспитанием и образованием дочки занимаемся мы с мужем. Я в полной мере ощущаю поддержку, любовь и заботу супруга, хотя ни для кого не секрет, что в семьях с особенным ребенком очень часто папы самоустраняются и вовсе не участвуют в воспитании. Александра, вообще, у нас папина дочка. Мы в семье часто работаем по примеру хорошего и плохого полицейского. Мама чаще всего строгая, а папа любит побаловать. Помогает моя мама, которая позволила мне раньше выйти из декрета, взяв на себя заботу о внучке до детского сада. Очень любят Александру ее крестные родители.

А в данный момент наши самые главные помощники – это педагоги коррекционного детского сада №106 города Пензы «Облачко», где работают настоящие профессионалы. Саша с удовольствием посещает садик, активно участвует в мероприятиях, конкурсах, у нее четко выстроен режим дня. Сашина гармоничная жизнь в детском саду позволяет нам полноценно работать в первой половине дня. 

Понять и принять

Рисунки Саши.jpg

– Часто мамы детей-аутистов говорят, что это тяжелый крест, трагедия, разделившая жизнь на до и после. Я думаю, у вас другое мнение.

– Такое негативное мнение, мне кажется, у родителей, которые не приняли до конца особенности своих детей. Это, безусловно, тяжело, ведь многие вещи, которые для родителей нормотипичных детей являются обычными, нам недоступны. Страшит будущее: ни один специалист не может предсказать вектор развития твоего ребенка. Я не осуждаю родителей, которые говорят о тяжелой доле, кресте, – у всех разные жизненные ситуации, условия и возможности. Скорее всего, таким мамам и папам просто нужна дополнительная помощь: психологическая или материальная.

К сожалению, вопрос финансов очень остро стоит для всех, кто занимается коррекцией развития своего ребенка. Я тоже далеко не всегда воспринимаю свою жизнь позитивно, бывают срывы, слезы, но мне есть откуда черпать силы. Любимая работа и помощь близких – мой ресурс. Мы научились жить с Сашиными особенностями и развивать своего ребенка, выстроили быт, знаем, куда двигаться дальше. 

Мир в себе

Сашка-очаровашка.jpg

– Я читала, что среди аутистов гениев больше, чем среди обычных детей. Ваша Саша увлекается рисованием. Как проя­вились ее способности? Кто занимается с ней?

– Это распространенное, но не всегда справедливое мнение. Развитие таких детей имеет некоторые перегибы. Мозг не может полноценно обрабатывать всю получаемую из мира информацию и сосредотачивается на какой-то сфере. Наша девочка пока не очень хорошо говорит, ей не даются сложные предложения, она общается короткими фразами, зато два года назад она совершенно самостоятельно научилась читать, у нее превосходная память, а ее словарный запас намного превышает лексикон детей ее возраста. Но в то же время у нас проблемы с общением и с социальными навыками. В последнее время она много рисует и в садике, и дома. Возможно, это гены: Сашин прадедушка, мой дед – Анатолий Коровин – известный художник. Мы готовы поддержать дочкин интерес к творчеству. Не исключаю, что ее любовь к рисованию выльется во что-то серьезное. 

– Каких успехов в воспитании особенного ребенка вам лично удалось достичь за эти годы?

– Понятие «успех» для ребенка с особенностями развития весьма специфично. То, что для обычных детей является возрастной нормой, для нас чаще всего – настоящее достижение. Каждый детский навык, каждое бытовое умение приходится буквально «выгрызать» у природы. Сейчас для нас важно, что Саша в своем возрасте может самостоятельно обслужить себя в бытовом плане, она помогает мне по хозяйству, проявляет интерес к кулинарии. Мне сложно судить о Сашиных успехах, потому что многое замечаешь только на расстоянии. Недавно мы разговорились с одной женщиной в игровом центре, куда привели детей развлекаться. Она не знала об особенностях развития Саши, и дочка произвела на нее впечатление просто необщительной девочки, интроверта.

– Как Саша общается с другими детьми, они не обижают ее?

– Саша только недавно стала проявлять интерес к другим детям, в садике она коммуницирует с детьми, похожими на нее, но до полноценного общения нам еще нужно дойти. За семь лет жизни дочки я, к счастью, ни разу не столкнулась с пренебрежительным или агрессивным поведением других детей по отношению к ней. Чаще всего они проявляют к Саше интерес, пытаются вовлечь в игры, но получается не всегда.

Шире круг

Ольга Захарова с Сашей.jpg 

– Общаетесь ли вы, Оля, с другими родителями, которые воспитывают детей-аутистов? Или каждый сегодня замкнут в своем мирке?

– Я уже говорила о планах создания родительской группы психологической помощи и, надеюсь, когда-нибудь это станет реальностью. В центрах развития, у кабинетов логопедов и дефектологов постоянно общаешься с родителями, которые ждут своего ребенка с занятий. Делишься успехами, проблемами, даешь советы по поводу специалистов. Мне кажется, я состою во всех чатах для родителей особенных детей нашего региона, общаюсь с семьями из регионов России, с которыми познакомилась во время поездки в коррекционный лагерь на Азовское море. Кроме того, в силу профессии я постоянно поддерживаю контакты с педагогами, занимающимися проблемами инклюзивного и коррекционного образования, посещаю обучающие семинары и курсы. 

– Каждый год мы все принимаем участие в акции «Зажгись синим» и как бы показываем, что знаем проблему, готовы помочь. А как на самом деле? 

– Это действительно важный вопрос. Отвечу откровенно: проблемы аутистов понимают только люди, которых это непосредственно касается. До понимающего и принимающего общества нам еще очень далеко. О чем речь, если я даже среди профильных врачей, педиатров встречаю людей, которые плохо в этом разбираются. Есть поддержка со стороны государства, развивается и образовательная среда для особенных детей, но пока этого недостаточно. До сих пор в нашей стране наличие особенного ребенка чаще всего пытаются скрыть, считают это каким-то постыдным фактом, мне тоже постоянно советуют не афишировать наши проблемы.

Искренне не понимаю, чего должны стыдиться родители детей с особенностями в развитии. Это наша данность, с которой мы идем по жизни. Мне, наоборот, хотелось бы не только привлечь внимание к проблеме, но и, по возможности, помочь другим родителям. Я считаю, что не так страшно столкнуться с проблемами в ментальном здоровье своего ребенка, как оказаться с этой проблемой в полном одиночестве и неведении. Мне повезло в самом начале встретить людей, которые своим примером, действиями очень здорово поддержали, помогли советом, поделились информацией. И я буду очень рада, если и сама смогу кому-то быть полезной.

Автор: Ольга СОКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER