Они не вернулись в редакцию: военные истории 7 журналистов «Пензенской правды»

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли десятки сотрудников областной печати

Они не вернулись в редакцию: военные истории 7 журналистов «Пензенской правды»

…В нашей редакции на самом видном месте уже много лет висит мемориальная доска с именами семерых сотрудников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. В те годы наша газета называлась «Сталинское знамя». Тираж доходил до 40 тысяч экземпляров.

Люди доверяли газете, и ежедневно туда приходили  десятки писем со всех уголков Сурского края. Перед войной в отделе писем и работала наша первая героиня. 

Наша Валя

Валентина Вергильева (единственная женщина в списке погибших) пришла в редакцию в середине 1930-х годов. Вначале работала обычным корреспондентом, потом перешла в отдел писем. «Наша Валя» – так звали эту улыбчивую и жизнерадостную девушку в редакции. По воспоминаниям тех, кто с ней работал, она умела найти подход к любому человеку.

«Придет человек угрюмый, а выходит от нее совсем другим, – вспоминал о ней журналист Михаил Нечаев. – Куда и хмурость его девалась!»

Валя была на редкость обаятельна, женственна и грациозна. Среднего роста, с большими серо-голубыми глазами и мягкой улыбкой.

Верьгильева-2.jpg
«Признаться, все мы (по крайней мере, мужская половина редакции) были в нее влюб­лены, – пишет спустя 20 лет после войны Михаил Михайлович в одной из своих статей. – Впрочем, и наши женщины к ней тоже относились хорошо».

По его словам, не чаяли души в Вале и рабкоры. Она учила их, как надо писать заметки, отбирать факты для корреспонденции, помогала проводить рейды.

«Бывало, принесут мне свои заметки и улыбаются – все сделали, как наша Валя научила», – пишет Нечаев.

Незадолго до начала войны Вергильева с мамой переехала в Крым. Почти 20 лет о ее судьбе ничего не было известно. Пока в редакцию не пришло письмо… Его написала Валина подруга, которая тоже когда-то трудилась в «Сталинском знамени», – Елена Подуст. Она рассказала, что, переехав в Крым, Вергильева работала в Евпатории в местной газете. Здесь ее и застала война.

«На оккупированной территории Валя была в подполье и однажды попала к фашистам, – писала подруга девушки. – Так и погибла в 1942 году в гестаповских застенках»…

Любую проблему брал на карандаш 

Несколько журналистов газеты ушли на фронт в первые дни войны. Среди них – бывший редактор Михаил Антонович. К сожалению, не сохранилось даже фотографии этого человека.

В армии Михаил Алексеевич командовал взводом конной разведки. Пропал без вести в октябре 1942 года близ города Малгобек Чечено-Ингушской АССР. Вот что о нем вспоминает в одном из номеров «Пензенской правды» за 1956 год журналист Федор Кутанов:

«Михаил был целеустремленным человеком, настоящим партийцем. Очень любил лошадей и, уходя на фронт, попросился в конную часть».

Нет фотографии и заведующего отделом писем Михаила Симаева, который ушел на фронт в 1943 году. Михаил воевал в 41-й танковой Краснознаменной бригаде и погиб осенью 1944 года на территории Латвии.

22.JPG
Михаил Аркадьевич был родом из деревни Орловки Башмаковского района. Сначала работал в местной газете. А когда переехал в Пензу, устроился в отдел писем «Сталинского знамени».

«Был страшно ответственный человек, – вспоминают о нем коллеги в одном из номеров ко Дню печати. – Брал на карандаш даже самую незначительную проблему». 

С Лениным в сердце

Внесен в список погибших газетчиков и директор типографии «Сталинское знамя» Михаил Карепов. Михаил Леонтьевич работал по партийной линии в печати с 1924 года. В одной из статей «Сталинского знамени» – «Он видел Ленина» – рассказывается как  Карепов в 1918 году встречался с Владимиром Ильичом на митинге в Москве.

«Мне тогда было 19 лет, – вспоминал он. – От того, что я вижу вождя пролетариата в 10 метрах от себя, у меня свело дух».

На фронте Михаил Леонтьевич был политруком одной из рот стрелкового полка. Судя по наградной информации, не раз поднимал бойцов в атаку. За смелость был награжден медалью «За отвагу». 
Погиб Карепов в октябре 1941 года.

Кузнецов.jpg

Не дожил до Победы и заведующий одного из отделов газеты Николай Кузнецов. В составе 61-й стрелковой дивизии он дошел до Варшавы, где и погиб во время бомбежки. Николай Георгиевич не раз присылал с фронта свои заметки.

«Придет время и мы добьем фашистского зверя в его логове! – писал он в одной из них. – Победа будет за нами!»

 Обжигая командой рот…

Несмотря на бронь (работники печати ее имели), пошел в 1942 году в Красную Армию и редактор «Сталинского знамени» (1938–1939 гг.) Сергей Герасимов. В 1943 году он пропал без вести…

Поднимая бойцов в атаку, в марте 1943 года погиб и бывший заведующий партийным отделом газеты Иван Климов. Судя по тому, что на момент смерти этот человек был в звании майора и служил заместителем командира по политической части 1135-го стрелкового полка, можно судить о том, что в газету он пришел из силовых органов, уже имея боевой опыт.

Захоронен Иван Дмитриевич в одной из братских могил Абинского района Краснодарского края.

Герасимов.jpg
К сожалению, в послевоенные годы о погибших газетчиках писалось мало. И тем ценнее сейчас та скудная информация, что была когда-то напечатана. И еще. Кто знает, может, за давностью лет о многих из тех, кому посвящен этот материал, кроме нас и вспомнить-то уже некому…


Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER