О Чернобыле, запретах и большом таланте: пензенец написал книгу об Александре Барыкине
Восстановить справедливость
— Почему именно Барыкин?— Меня всегда неприятно удивляло, что вот зайдешь в музыкальный отдел какого-нибудь крупного московского книжного магазина, а там полное засилье западного рока. Из трудов, например, про «Роллинг Стоунз» можно легко составить книжную полку, и где-то по соседству, в уголке, будут сиротливо жаться друг к дружке три брошюрки про наших музыкантов. Обидно!
Тридцать лет по мере сил я старался восстановить справедливость. Из 17 книг, написанных мной ранее, большинство посвящено именно современной музыке. Например, «Рок-музыка в СССР» – первая в нашей стране энциклопедия о полузапрещенном в советские времена направлении. А в соавторстве с московскими философом и социологом Андреем Игнатьевым и музыкальным историком Натальей Сычевой я написал трехтомную энциклопедию «Песни нашего поколения». Собственно поэтому ко мне как к автору обратился Гоша Барыкин, сын Александра Барыкина, с предложением написать об отце. Дело было накануне 70-летия со дня рождения Александра, которое отмечалось в феврале 2022 года. К дате я не успел – у творческого процесса свои законы. Книга «Александр Барыкин. Портрет на фоне эпохи», выпущенная издательством «Черта», увидела свет только в этом году.

— А Гоша не обиделся?
— По-моему, нет. Как и отец, он очень позитивный человек. Сам Гоша в тот год провел в разных городах России много мероприятий, посвященных юбилею. Но он считает, что концерты и фестивали, какими бы замечательными они ни были, рано или поздно заканчиваются, а книга остается навсегда. Талантливый советский и российский певец как бы получил свою официальную биографию.
О минусах и плюсах
— Какова идея вашей книги?— К сожалению, в интернете об Александре Барыкине преобладают сюжеты скандального свойства: про то, что в сложный период своей жизни он был подвержен известной болезни многих творческих людей, про тридцатилетнюю разницу в возрасте со второй женой и тому подобное. Ну да, из песни слов не выкинешь. Но это все такие, на мой взгляд, штрихи, подробности, которые не определяют картины в целом. Кроме того, почему все время о минусах, почему не говорится о плюсах, которых неизмеримо больше!
А вы знали, что Александр Барыкин первым из отечественных музыкантов отправился выступать к пожарным, которые боролись с радиацией на разрушенной Чернобыльской АЭС? После этой поездки он потерял голос из-за проблем с щитовидкой, слава богу, что его удалось восстановить! Или что у него, уже популярного и любимого в стране певца, комиссия Минкульта 17 (!) раз зарубала концертную программу. Александр хотел петь свои песни, а по действующему тогда канону он должен был отдать приоритет песням Союза композиторов. И только вмешательство народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева повлияло на неуступчивость комиссии.
К сожалению, по просьбе родных в книгу не вошла история об опыте приемного родительства. Это сегодня взять малыша из детского дома – общественно и государственно одобряемая практика, а в советское время на подобный шаг решались единицы. Девочка из-за врожденного вывиха сустава до полутора лет провела в распорках, едва ходила, и Александр, бросив дела, возил ее по врачам и сделал все, чтобы ее исцелить.
А еще он был веселый! И смекалистый, как всякий русский человек. И обаятельный необыкновенно. Короче – свой, родной, друг.
О планах
— Кто помогал в работе над книгой?— Все, кто любил Сашу. И Галина, его первая супруга, которой посвящена самая известная песня Барыкина «Букет». И вторая супруга Нелли. Конечно же, ребята, которые играли вместе с Александром. В общей сложности я встретился с более чем тридцатью его друзьями и близкими людьми, использовал свои архивные записи интервью с певцом.
— Владимир, над чем работаете сейчас?
— Сейчас я пишу книгу о культовой хэви-группе «Мастер» и ее лидере Алике Грановском, советском бас-гитаристе. А в планах – книги об иконе российских хэвиметаллистов Толике Крупнове («Черный обелиск») и Жане Сагадееве («Электросудорожная терапия»). Обоих уже тоже нет в живых, поэтому работа предстоит сложная и кропотливая. Но я хочу ее сделать, потому что отечественный слушатель должен знать историю российской музыки.
Автор: Игорь СМИРНОВ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Три народа — одна песня: история ансамбля «Радованье» из Пензенского колледжа искусств
Как русская песня объединила представительниц трех коренных народов Пензенской области
За кулисами утреннего шоу: Валерия Сережкина создаёт настроение пензенцам на целый день
Валерия Сережкина, даже оставаясь за кадром, способна через экран зарядить человека положительными эмоциями на целый день«Золотой пахарь» из Кузнецка построил жизнь на местной Рублёвке: история Сергея Захарова
Тамаре Мельниковой – 85 лет: трудные времена, коллектив и президентство в «Тарханах»
Мастерица чистоты: история Галины Гусевой из Кондоля
Министр Калентьев о пензенском аграрном секторе: урожай, риски, цены на яйца
В Пензе запустят автобус от Ахунской проходной до аграрного университета
Инициативу поддержал губернатор Олег Мельниченко
Пензенской пенсионерке вернули деньги, которые она отдала мошеннику
На защиту интересов женщины встала прокуратура
ИИ-модель от Сбера поможет врачам анализировать здоровье сердца пациентов
Искусственный интеллект анализирует снимки сосудов и находит отклонения
«Дома один»: время быть начеку
Новый тренажёр для распознавания популярных мошеннических схем уже доступен в детском приложении СберKids
Подъемный стол: пошаговое руководство по выбору для промышленного использования
Подъемный стол - не просто вспомогательное оборудование, а важный элемент технологического процессаСбер фиксирует растущий тренд вовлечения детей и подростков в мошенничество
Олег Мельниченко озвучил рекордные показатели уборочной кампании
В школе №1 Белинского открылся агрокласс «Пищевая промышленность»
Сбер приглашает старшеклассников принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников по предпринимательству

