Многодетный художник Валерий Копняк 40 раз писал Спасский собор

Пейзажи с первохрамом его просят продать чаще всего

Многодетный художник Валерий Копняк 40 раз писал Спасский собор

Пензенский художник Валерий Копняк растит четверых детей, каждый день ходит писать пейзажи с натуры и говорит Богу спасибо за все.

В его картинах есть что-то левитановское – они дышат любовью к неброской красоте природы средней полосы. Только во многих работах Левитана разлита грусть, а у Копняка – тихая радость.  

Чувство родины

С Валерием мы познакомились, можно сказать, случайно. Как-то услышали трогательную историю: художник из Пензы вместе с детьми решил поучаствовать в сборе гуманитарной помощи в зону СВО. Ребята, вдохновленные отцом, без сожалений распотрошили ради этого копилку, которую наполняли несколько месяцев. Пусть денег там было не так уж много, но как тут не вспомнить библейскую лепту бедной вдовы, которая перевесила все остальные дары? Захотелось написать об этой семье. 



Фамилию героя истории мы тогда не знали. Но многодетных художников в Пензе раз-два и обчелся. Очень быстро «вычислили» Валерия. А когда я стала листать его страницу в соцсети, где он выкладывает свои работы, то замерла. От них исходило щемящее чувство родины… Деревенская улица, деревья в белом облаке цветения, лесной ручей, купола пензенских храмов – места знакомые и не очень показались собственными воспоминаниями из безоблачного детства. 

Последние 200 рублей 

   И вот мы уже беседуем с художником в его светлой мастерской на втором этаже частного дома на Барковке. Валерий потихоньку строит его уже 12 лет. 

– Художники – люди нестабильных заработков. Как решились завести столько детей? – спрашиваю его. 

(Незадолго до нашей встречи у Копняка родился четвертый ребенок. – Авт.) 

– Всегда хотел иметь большую семью! Дети наполняют жизнь. К счастью, жена разделила со мной эту мечту. Она тоже художница, мы познакомились во время учебы. Правда, сама сейчас почти не пишет, сосредоточилась на ребятишках. Очень благодарен ей, что она дала мне возможность творить. 

Да, вы правы, художникам редко удается разбогатеть. Но я не загадываю на сто лет вперед, просто живу и работаю, надеясь на Божью помощь. Написано же в Евангелии: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»    



В жизни бывало всякое. В пандемию картины почти не продавались. У людей были заботы и траты посерьезнее. Как-то в кошельке у меня остались последние 200 рублей. Сижу, прикидываю, сахара купить или хлеба с молоком. Думаю: «Чем буду завтра детей кормить?»

И через 15 минут позвонил человек, который, не торгуясь, приобрел одну из моих работ! Что это как не помощь небес?! 

Неслучайные случайности

Кстати, в том, что начал заниматься живописью, Копняк тоже видит промысел свыше:  

– У нас в школе был учитель живописи Андрей Владимирович Аравин. Он и вдохновил меня стать художником. Родители были против выбора такой профессии, считая, что она меня не прокормит. Я же знал: если не буду писать, стану самым несчастным человеком. Но все-таки решил поступать по настоянию отца и матери в железнодорожный техникум. Меня спасло то, что к здоровью машинистов предъявляют жесткие требования. Как же я радовался, когда не прошел медкомиссию! Вот так все и решилось в пользу художественного образования. 

Даже сюжеты для картин порой подбрасывает провидение. Однажды Копняк ехал на этюды в знакомое место. А по дороге, в одной маленькой деревеньке, машина сломалась. Связи нет, техпомощь не вызвать. В итоге Валерий застрял там на целый день, но прямо от заглохшей машины открылся чудесный вид. И теперь этот этюд – один из самых любимых в коллекции художника.

– Благодарю Бога за эту поломку! А еще я познакомился с замечательными людьми. Они приняли меня как родного, помогли. Вся деревня пыталась меня накормить, переживая за голодного путника, – смеется Валерий.  

Золотые мои купола…

Из окна мастерской видны купола Спасского собора – места для Копняка магического. Он сбился со счета, сколько раз писал храм с разных точек. 

– Не меньше 40, – припоминает он. – Это место силы, архитектурная жемчужина, которая с любого ракурса красива. Знали люди, где храмы строить! 
Кстати, пейзажи с первохрамом его просят продать чаще всего. И не только земляки. Работы увозят на память о Пензе гости из Москвы, Краснодарского край, Тамбовщины…



«Не удержался и вновь пишу Спасский собор, – как-то отметил Копняк на своей страничке во «ВК». – Как интересно… Этот храм разрушили когда-то безбожники, подняли руку на святыню. Прошло время. О них и памяти нет, а храм стоит. Это ли не чудо?» 

95 процентов работ художника написано с натуры. Уйдет в лес спозаранку и зависнет там на весь день.

– Натура – самый лучший учитель. В мастерской так не получится, – признается он. – Да и вообще… Как хорошо иногда выбраться в поля, в деревни, побыть наедине с природой и со своими мыслями. Летом поют птицы, все живет своей жизнью. Зимой солнце пробивается между стволами спящих деревьев, стучит дятел… 

Делай добро и отпускай его в воду

Золотые шапочки одуванчиков, голая осенняя ветка, ноздреватый снег, проталина. Там, где большинство не заметит ничего особенного, художник видит маленькое чудо. Полюбуется им, а потом поспешит выплеснуть чувства на холст. 

Однажды Валерий ушел писать паводок. Долго бродил в резиновых сапогах по мокрому лесу. В одной из луж, в залитой до краев ямине, билась сильная рыбина: большая вода сошла, и карп оказался в ловушке. Его можно было поймать голыми руками, что Копняк и сделал. И понес выпускать в реку. 

– На ужин нашей семье его все равно бы не хватило, – смущенно улыбается он.  – Да и жалко. Решил: пусть живет! Слава Богу, что мне представился шанс сделать хотя бы маленькое доброе дело.  



Одна работа мне особенно запала в душу – «Дом соседки. 9 Мая». О ней Копняк рассказал маленькую историю – о детстве женщины, пришедшемся на военные годы.  

В семье, где было восемь детей, на войну забрали отца. Мама ушла на работу. Дома – ни крошки съестного. Малыши собрались около радио, из которого сообщали сводки с фронта, и кричали в него, думая, что их услышат: «Папа, папа, приезжай, мы соскучились и очень хотим есть!»

Постарев, эта женщина каждую весну смотрит в мирное синее небо, на цветущие яблони у дома, вспоминая пережитое. 
На холсте героини нет, а ее эмоции – есть.    

9 Мая – праздник, рождающийся из радости и боли, в яблоневом цвете, в каждом освещенном солнцем невзрачном окошке, в пробивающейся из влажной земли зелени. Такой посыл у картины. 

– Кем бы вы все-таки стали, если бы не получилось с живописью? 

Валерий задумывается. 

– Наверное, такое невозможно. Я все равно стал бы художником. Ну или поэтом – чтобы воспевать природу.



Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER