Машина времени Виктора Лимонова

Заслуженный изобретатель России обустроил в своем гараже семейный музей

Машина времени Виктора Лимонова

Виктору Лимонову идет восьмой десяток, но выглядит он не по годам бодро и молодо. На вопрос, в чем секрет, шутливо отвечает:

— Помогают талисманы, которые я собираю всю жизнь. Их у меня много, и каждый хранит память о каком-то счастливом моменте из прошлого. Время от времени я любуюсь одной из таких памятных вещиц, кручу ее в руках — и сразу вспоминаю, как это быть молодым.

Чемпионы шестидесятых

Виктор Геннадьевич берет с ближайшей полки старый мяч, покрытый чьими-то автографами, и неожиданно легко и ловко, уверенными, точными ударами ступней и коленей начинает набивать его все выше и выше. Наконец, наигравшись, ловит мяч руками и передает мне.

— Это вещь из 1966 года, — поясняет хозяин, — мне тогда только исполнилось 16, и я со своими друзьями выиграл первый в Пензе турнир дворовых команд по футболу, который проходил на стадионе «Труд». Через 50 лет, в 2016 году, команда собралась снова и мы все расписались на этом трофее, — вспоминает Виктор Геннадьевич.

В надежде, что магия столь ценного раритета подействует и на меня, пытаюсь повторить только что увиденные трюки, но мяч из старинной, жесткой кожи ведет себя совсем не так послушно, как современные: ударяется в стену, отскакивает и довольно ощутимо бьет меня в живот.

— Как видишь, иногда даже мои талисманы не в силах вернуть юношеский задор, — по-доброму смеется Виктор Геннадьевич.

Пытаясь угадать его профессию, я думал, судя по чувству юмора и богатому воображению, что он «лирик». Оказалось, что «физик».

— Отец привил мне любовь к технике с самого раннего детства, — говорит Лимонов, — поэтому, сначала я поступил в Пензенский Политехнический Институт, а продолжил обучение в Киевском Институте Инженеров Гражданской Авиации, где работал над диссертацией по теме «Имитация динамики движения самолетов в сложных атмосферных условиях».


Полет длиною в 30 лет

В 22 года молодой специалист начал разрабатывать авиатренажеры в Пензенском конструкторском бюро моделирования и продолжал работать на этом предприятии следующие 30 лет.

— Команда, включающая более тысячи инженеров, много лет создавала сложный агрегат высотой с трехэтажный дом, — рассказывает Виктор Геннадьевич. — На нем будущий летчик мог получить реальные ощущения от полета на боевом самолете Су-24. В кабине тренажера перед тобой был штурвал и огромный экран с видом неба и облаков на высоте многих километров, — описывает свое творение изобретатель. — Но стоит на секунду ослабить внимание, забыть о направлении ветра или показателях скорости, как вся эта многотонная махина резко проваливается вниз, так, что дух захватывает, а динамики оглушают ревом пикирующего бомбардировщика.

Разработанный в Пензе тренажер оказался весьма удачным, он помогал курсантам быстро привыкать к ощущению полета, учил реагировать на опасные ситуации, в том числе в воздушных боях, и сберегал неопытных летчиков от смертельного риска.

Через несколько лет в 43 странах мира по проекту ПКБМ были построены сотни тренажеров, поставившие на крыло тысячи боевых летчиков. Военные потребовали разработать тренажеры и для других типов самолетов, таких, как штурмовики Су-25 или истребителях МиГ-29 и Су-27. А ведь скорость, маневренность, максимальная высота полета каждого из них отличаются кардинально. Технические задачи тогда стали намного сложнее, и Виктор допоздна испытывал в лаборатории новое оборудование.

Проводить время с любимой супругой Людмилой и сыном Максимом удавалось все меньше.


И оберег не помог

Слушая интересный рассказ, беру в руки африканскую маску. Заметив это, хозяин объясняет:

— Наши тренажеры применялись во многих соцстранах, и мне пришлось полетать по разным континентам — нужно было проследить за монтажом и наладкой оборудования. Интересовался культурой, верованиями. Эту маску привез из Аддис-Абебе. Жители Эфиопии верят, что заключенный в ней дух оберегает от опасностей и неудач. Много лет маска висела в нашем бюро, и, можно сказать, исправно «работала». Но спасти предприятие от развала 90-х годов даже самая могущественная африканская магия не смогла...

Виктору Геннадьевичу пришлось поработать директором предприятия по производству железобетонных изделий, а затем главным инженером Дворца единоборств «Воейков» и ДС «Буртасы».

Вложился в хозяйство

Конечно, для талантливого конструктора такая деятельность не могла обеспечить привычного уровня умственной нагрузки. Но натренированный мозг Лимонова находил работу в любых, даже бытовых ситуациях.

— Моя супруга Людмила Николаевна обожает выращивать цветы и овощи на даче, — делится он. — Вот я и поставил свои знания на службу ее любимому делу.

На садовом участке Лимоновых появилась модульная теплица, так напичканная приборами, что напоминает космическую станцию. Датчики влажности, атмосферного давления и температуры теперь оберегают овощи от всех капризов погоды.

Рядом с теплицей Виктор поставил клетки с кроликами, вода и корм для которых поступала автоматически.

Заготовок на зиму стало намного больше, и Виктору приходилось чаще ездить в гараж, чтобы спускать в погреб банки с разносолами. И потихоньку он стал перетаскивать в гараж свои реликвии, напоминающие о профессиональных достижениях. Пришлось соорудить пристрой, утеплить его стекловатой.


Ее величество Женщина

Говорят, каждая женщина мечтает о супруге с золотыми руками. Но Людмиле повезло больше — ее мужчина оказался еще и умницей, и романтиком. К 50-летию со дня свадьбы он разместил на стене гаража трогательную композицию. В центре красуются коньки, на которых Виктор и Людмила катались вскоре после знакомства в студенческие годы. Над ними возвышаются фотографии трех сортов винограда, посаженных на даче в честь каждого члена семьи: для Людмилы — сорт «Ливия», для сына — «Сфинкс», для главы семьи — «Велес».

Сейчас Виктор Геннадьевич на пенсии и четыре дня в неделю проводит в гараже. Для него это и мастерская, и лаборатория, и семейный музей. Вот чего здесь нет, так это автомобиля. Для него просто не хватило бы места.

За одну экскурсию изобретатель не успел рассказать обо всех своих реликвиях — позвонила Людмила и попросила достать из погреба банку солений к ужину.



Автор: Алексей ЮШИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке