Мама Карло: Как единственная резчица по дереву в Пензе стала трудовиком

Мама Карло: Как единственная резчица по дереву в Пензе стала трудовиком

Говорят, чтобы человек вырос счастливым, у него должна быть любящая бабушка. У Анны Морозовой была супербабушка. Звали ее Евдокия Ивановна. Она шила, вязала, стегала одеяла в приданое всем местным невестам, даже печи складывала. А еще держала в хозяйстве несколько коров и вместе с мужем (он трудился трактористом) построила в родном селе Канаевка Городищенского района большой дом. Большой — чтобы с ними всегда жил кто-то из детей, а детей было 8. И еще 20 внуков. 

Бабушка Дуня почитала традиции. Сохраняла и шила исконную народную одежду. Кто видел праздничный канаевский женский костюм, тот поймет. А похоронили Евдокию Ивановну (ей было 92) по старинному местному обычаю, и, похоже, это был последний в истории села подобный обряд.

Для Анны Морозовой сохранение традиций — тоже важная тема.

Мы познакомились на первом в Пензе фестивале восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Анна является одним из координаторов проекта. 

Есть такое выражение «от человека исходит внутренний свет». Как раз такой случай. Сразу понятно: перед вами — хороший человек, добрый, отзывчивый на чужую беду. 

А еще привлекла редкая для женщины профессия – резчик по дереву. Да что там редкая! Анна – единственная на всю нашу область.

Шкатулка путеводная 

Откуда, спрашиваю, взялось увлечение? 

Отвечает, что бабушка ее научила практически всему, что умела сама. И когда Анна училась в 11-м классе, к ней — ну а к кому еще? — обратился младший братишка, чуть ли не плача. Учитель по труду велел в качестве домашнего задания вырезать шкатулку, притом что ничему подобному в школе их не учили. 

Анна загорелась идеей. Инструменты ей одолжил дядя Саша, с которым ее папа вместе тогда работал в газовой службе. Дядя Саша увлекался геометрической резьбой. Работы Александра Соболева хранятся в двух музеях Пензы — краеведческом и народного творчества. 

В общем, вырезала она ту шкатулку, а заодно поняла, что после школы надо поступать в училище культуры и искусств — на декоративно-прикладное отделение, где как раз и преподавали резьбу по дереву. А еще преподавали лозоплетение, 12 видов вышивки, роспись по ткани и многое другое.  

Годы учебы Анна Морозова тоже считает счастливым временем, а педагоги для нее — родные люди до сих пор.


Фонтан опилок 

Ну а потом, двадцатилетняя, она пришла работать в мастерскую. Пришла по объявлению на остановке, мол, требуются резчики церковной утвари. 

— Как сейчас помню, февральский морозный день, солнце заливает огромные окна старинного двухэтажного здания. Смотрю на тех, кто здесь работает, как на богов, и, как мантру, повторяю про себя: меня сюда возьмут, я устроюсь, научусь! — вспоминает Анна.
— А где же твои стамески? — спросили в мастерской.
— Так я ножом вырезаю! 

Девушке дали задание выполнить объемный лист. И на другой день сказали, что хоть и ножом, но сделано аккуратно.

— Взяли бы, но ты ведь не сможешь работать ручным фрезером, – опять засомневались мастера. 
— Дайте попробовать! Может, смогу! 

И целую неделю Анна фрезеровала, только опилки фонтаном летели в разные стороны. А вся столярка, это 20 мужчин, под благовидными предлогами ходили в комнату, где она работала. 

А вы разве, уточняю, делали что-то неправильно?
— Нет. Просто им было в диковинку.  

Станки-разлучники  

С той поры в течение почти 20 лет Анна вместе с коллегами вырезала иконостасы.

Работы, в которых есть частица ее труда, украшают храмы в разных регионах России. Есть они и в культовых сооружениях Пензенской области, в частности в женском монастыре на улице Кирова в Пензе, в церкви села Соловцовка.  

К сожалению, сравнительно недавно талантливой резчице пришлось уйти из мастерской. 

На это решение повлияла гибель в автокатастрофе руководителя предприятия Александра Дмитриева, который был для всех, кто с ним работал, не только коллегой, но и другом. 

А еще упало  количество заказов. Резьбу научились делать на станках с ЧПУ.

Стоимость практически равная (450–500 рублей за квадратный дециметр). Но у станка, ведомого компьютером, получаются более мелкие детали. И кроме того, он может легко наносить рисунок на твердые породы деревьев (дуб, ясень, бук), тогда как Анна, например, режет по мягкой липе.

— Но знаете что? В ресторане «Засека» в свое время украшали интерьеры резьбой. Один зал сделали «руками», а другой — на станке. И многие потом говорили, что на каком-то физическом уровне резьба отличается. Та, что на станке, смотрелась мертвой по сравнению с «живой» ручной, — говорит Анна. 

— Когда я работала в мастерской, у меня всегда было чувство, что я не зря живу на свете, после меня останется красота. Это счастье, когда твое творчество признаваемо и востребовано, — продолжает она.


Пряник печатный 

Становление отрасли на рельсы автоматизации Анна пережила тяжело. Но что поделать? Одно время изготовляла формы для печатных пряников, а с недавних пор сменила амплуа. И теперь работает в школе. 

Ведет уроки технологии у мальчиков. Учит их делать полки, работать лобзиком и ручным фрезером. 

Надо полагать, что она опять уникальна в своем роде — единственная трудовичка-столяр в городской системе образования.    

А семья, спрашиваю, никогда не пыталась заставить выбрать что-то более традиционное для женщины? 

— Нет, — отвечает Анна. — Бабушка, наоборот, завещала, чтобы я никогда не бросала увлечение резьбой, оно, говорила, всегда будет тебе помогать.  Имелись в виду не деньги, а чувство удовлетворения от того, что я умею многое делать сама. 

Институт в 40 лет

Но Анна не только умеет делать, но и постоянно учится новому. Например, создавать сайты в Интернете. А еще в этом учебном году она завершает образование в педагогическом институте ПГУ и, получив диплом, будет, как и мама, учителем ИЗО.  

А еще несколько лет назад она открыла для себя велопутешествия. Их она называет «еще одной счастливой страницей в своей жизни». 

Вместе с другими пензенскими любителями покрутить педали Анна Морозова уже добралась на велосипеде до Белоруссии, побывала за Уралом, в Карелии, а в этом году проехала 11 городов России.  

В нескольких поездках компанию ей составил сын, а дочь даже увлеклась велоспортом и участвует в серьезных соревнованиях…

Ну и вопрос про «Том Сойер Фест»: что привело на фестиваль? Почему второе лето подряд взрослый человек трудился безвозмездно на проекте? 

Оказывается, фестиваль дал Анне  возможность осуществить давнюю мечту — научиться вырезать деревянные наличники. Ей, отвечает, очень интересна история удивительного деревянного зодчества в Пензенской области. 

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER