Пензенский экскурсовод Лариса Панова – как стала актрисой, роль в «Пьяной вишне», планы

Глубокий образ создала в «Пьяной вишне» не профессиональная актриса, каких Павел Тачков обычно приглашает в свои постановки, а экскурсовод

Пензенский экскурсовод Лариса Панова – как стала актрисой, роль в «Пьяной вишне», планы

Неизгладимый след в сердце Анатолия Мариенгофа оставила Пенза, где он прожил четыре года. О городе юности писатель упоминал в трех своих романах.

«Мечтаю печальный остаток своих дней дожить в Пензе». По роману «Циники», откуда и взята эта фраза, поставил литературно-музыкальную фантазию «Пьяная вишня» (16+) режиссер театра «Слово» Павел Тачков.

Коренной перелом

Действие романа начинается в 1918 году. Новая жизнь, как цып­ленок из яйца, освобождается от скорлупок прежней. Рушатся устои. Происходит коренной перелом в сознании людей. Старое – долой! Новое еще не вызрело из зародыша.

– Хочу быть полезной мировой революции!
– А делать-то вы что-нибудь умеете?
– Конечно, нет.
– В таком случае вас придется устроить на ответственную должность…

Содержание романа нужно уместить в одноактную пьесу. И сделать это не числом, а умением трех действующих лиц – артиста Пензенской «драмы» Павла Тачкова (историк Владимир), заведующей музеем Ларисы Пановой (Ольга) и лидера группы «Каверулли» Ильи Антонова, исполняющего на аккордеоне песни Вертинского. Характерным фоном идут стихи Марины Цветаевой и фрагменты фильмов с участием Ивана Мозжухина, характеризующие начало века XX.

Путь на сцену

Как музейные работники становятся артистами?

– Со школы мечтала об актерстве, занималась в театре-студии « Тет-а-тет», которым руководил Олег Белинский, выпускник «Щуки»; поступив на литфак, записалась на спецкурс, где готовили режиссеров школьных театральных коллективов. Правда, и то и другое осталось без «последствий».

На третьей практике в школе я поняла, что это не мое. И теперь у меня богатая практика в музеях Ульянова, Литературном и краеведческом. В июне отметила четвертьвековую годовщину работы на этом поприще. Проведя сотни разных экскурсий, осознала: если тема интересна тебе самой, она будет интересна и другим. Многие программы строятся на игре, теперь их называют иммерсивными. Зрители активно вовлекаются в действие. 

Павел много сотрудничал с Литературным музеем, наблюдал, как наша творческая группа снимала скетч-сериал «Объединяя великие имена» (16+). Мы не раз пересекались в «Тарханах», на Лермонтовском празднике. 

В новом здании Краеведческого музея я играла в новогоднем спектакле «Тени оживают в Рождество» (16+) по рассказам нашего земляка, писателя М.Н. Загоскина (проект «Иммерсивные променады в Пензе «ТЕНИ 3.6.0»), роль Хранительницы времени в очередь с профессиональной актрисой Юлией Черемухиной, когда она была занята в драмтеатре. 

Главная роль 

Лариса, в «Пьяной вишне» у вас первая главная роль?

– У меня есть моноспектакль «Сила слабых» (16+) по стихам Юлии Друниной, которая медсестрой прошла войну. Ему уже лет 10, а интерес у зрителей не остывает. В этом году благодаря Павлу я поменяла концепцию и выхожу на сцену не юной девочкой 16 лет, как раньше, а зрелой женщиной, вспоминающей свою юность. 

Год назад Тачков позвонил и сказал, что хочет поставить «Циников» (18+). Тогда я и открыла для себя Мариенгофа. Написала сценарий на двух героев, и больше года он пролежал в столе. Думала, Павел остыл, забыл, а в марте он вдруг огорошил: готова?

Поскольку площадка камерная, пришлось сценарий резать по живому: убирать длинноты. Наш режиссер сделал это виртуозно – «швов» практически не видно. Он же подобрал весь реквизит к спектаклю. Лирические отступления из романа, предложенные Павлом и блестяще прочитанные им же, отлично разбавили диалоги героев. 

«Снег за окном продолжал падать и огонь в печи щелкать свои деревянные орехи».

«Зеленые брызги висят на ветках. Веснушчатый лупоглазый месяц что-то высматривает из-за купола храма Христа. Ночь вздыхает, как девушка, которую целуют в губы».

Циники

Героев романа мы видим глазами стародавнего приятеля Владимира: «Ты остришь… супруга твоя острит… вещи как будто оба смешные говорите…все своими словами называете… нутро наружу… и прочая всякая размерзятина… наружу… того гляди, голые задницы покажете – а холодина! И грусть, милый. Такая грусть!»
Многие критики считают Ольгу главным циником романа. Мне показалось, что у вас другое мнение.

– На первый взгляд Ольга действительно цинична и беспринципна. Дочь эмигрантов и сестра белогвардейского офицера выходит за Владимира по расчету, а потом оказывается, что по любви. Всего однажды мы слышим это признание из ее уст, но оно очень многозначительное. Ольга тащит по жизни своего мужа-историка, позволяющего людям из его окружения заботиться о себе. Брат – большевик Сергей – устроил его на работу в институт. Прислуга Марфушка добывает дрова для обогрева квартиры и «греет» ему постель, Ольга за продовольственный паек ночами составляет агитационные поезда в департаменте и водит мужа по ресторанам за счет своего любовника. Она легко соглашается провести с нэпманом Докучаевым ночь за 15 тысяч долларов, но наутро относит эти деньги в фонд помощи голодающим. Без сожаления вынимает из уха бриллиантовую сережку и отдает вознице, под которым за месяц пала четвертая лошадь. И кроме нее некому купить Сергею, отбывающему на фронт, теплые носки. А также взять заботу о раненом, когда он возвращается домой.

Рядом с ней сплошь приспособленцы. Один разглагольствует, другой ворует и ловчит, третий, выждав момент, подленько подводит Докучаева под арест. Конфеты «Пьяная вишня» олицетворяют для Ольги вкус и радость жизни, в которой она не видит смысла. У нее хватает характера нажать на курок...

Зрители приняли фантазию по Мариенгофу очень тепло. Меня это окрылило.

– Есть планы?

– С театром «Слово» наш музей продолжит сотрудничество. Мне кажется, это взаимовыгодное партнерство. В 2026 году мы будем отмечать юбилей Салтыкова-Щедрина. В 1865-1866 годах Михаил Евграфович работал в Пензе председателем Казенной палаты, которая располагалась как раз в этом здании. У Павла Тачкова уже есть идеи, как именно отметить 200-летие со дня рождения писателя. 

Если пригласит в постановку, пойду. Но в любом случае стану активно помогать.

Автор: Ольга СОКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER