Корреспондент «Пензенской правды» отправилась покорять вершины скалодрома

Какие ассоциации у вас со словом «скалолазание»? Горы, многодневные походы

Корреспондент «Пензенской правды» отправилась покорять вершины скалодрома

На самом деле покорять вершины и получать дозу адреналина можно, не выезжая из Пензы. Например, на скалодроме. Именно там я решила попробовать себя.

В предвкушении

Заранее созвонилась с тренером по скалолазанию Анатолием.

— Хочешь лекцию послушать о скалолазании или покорить вершину? — с легкой насмешкой спросил он.

— Второй вариант, — ответила я.

— Тогда в понедельник тебя будет ждать мой коллега Степан Родионов. Лучше прийти минут за 10 до начала занятий, чтобы успеть переодеться. Спортивная форма, надеюсь, есть? — поинтересовался тренер.

Итак, настал день Х. В понедельник после работы я в предвкушении приключения приехала на скалодром. 

В раздевалке завязался разговор с девушкой, которая, как выяснилось, уже несколько месяцев посещает занятия по скалолазанию. Даже абонемент купила! Новая знакомая рассказала, что бывает в зале два раза в неделю и просто кайфует от подъемов. Я решила: раз опыт у нее уже есть, значит, проконсультирует начинающую скалолазку. 

— Слушай, а тяжело новичкам с первого раза забраться на стенку? — сразу задала я вопрос, который мучил меня больше всего.

— Как пойдет, — уклончиво ответила она. — А вообще не переживай, в зале сегодня в основном новички — они ходят на скалодром меньше года. 
«Ничего себе: новички!» — подумала я, но отступать было поздно.

Тренера нужно слушать!

На подрагивающих ногах я поднялась в зал. Первое, что увидела, — несколько стенок с камнями. Расположены они под разным уклоном. На каждую нанесены камни (зацепы) разных цветов и размеров, по ним и предстоит карабкаться вверх. Подняла голову. Стало еще страшнее: высота стенки по моим прикидкам — около 7 метров. 

Но дальше рефлексировать не получилось. В зале уже собралось около 20 человек, некоторым из которых, по моим подсчетам, далеко за 40. Они обступили кольцом тренера Степана Родионова. Подошла и я. 

— Я журналист, люблю экстрим, хочу испытать себя и поделиться впечатлениями с читателями газеты, — объяснила я ему.

— А что, парней нет в редакции, если девушек направляют? Не жалко вас? — с иронией поинтересовался тренер.

Пропустив колкость мимо ушей, заверила, что это исключительно моя инициатива. А у самой в ушах звучала строчка из песни Владимира Высоцкого «Скалолазка»: «Я спросил тебя: зачем идете в гору вы?»

— Ладно, — махнул рукой тренер, — приступаем к разминке. Напоминаю: нужно тщательно размять мышцы. 

Ох, как вспоминала я эти слова позже! Но пока что разминку, если честно, делала вполсилы. Очень уж хотелось перейти к главному этапу тренировки.

Степан наконец начал объяснять мне и другим новичкам технику лазания. Вот вы как себе ее представляете? Переставил ноги и подтягиваешь себя дальше с помощью рук? Я тоже так думала. Но ошибалась. Руки, оказывается, надо беречь и использовать только для поддержания равновесия, а в основном работают ноги.



— Запомните: чем ближе центр тяжести к стене, тем активнее включаются ноги, — внушал нам наставник. — Можно развернуть колени в «лягушку» и придвинуть таз к стене. Наиболее удачным вариантом для скалолазания являются согнутые колени и прямые руки.

Шлепки скалолазу не помеха

Я не смогла сдержать улыбку, когда увидела, что инструкторы, в том числе и Степан, находились в зале… в сланцах! И это люди, которые страхуют напарников! 

— Как же в такой обуви лезть на стенку, ведь так можно и кувыркнуться?! — вырвался у меня недоуменный вопрос.

— Так на стену мы и не лезем в сланцах, — засмеялся Степан, — ты же видишь: тренеры — мужчины. Нога у них широкая, а скалолазная обувь узкая. Зачем в ней находиться постоянно, когда страхуешь спортсменов с пола? Вот уже если сами на стену забираемся, тогда переобуваемся.

Если честно, меня его ответ не успокоил. Но я не стала спорить с тренером на эту тему. Тем более что позже убедилась: свою работу они могут хорошо делать вне зависимости от того, во что обуты.

Ну а я тем временем уже была на старте. Перед подъемом к скалолазному поясу мне прикрепили мешочек с магнезией. Это порошок для подсушивания рук: они обычно потеют от волнения и напряжения, особенно у новичков. Я не стала исключением, хотя по наивности полагала, что стресс и волнение — не про меня. 

Тренер дал отмашку потихоньку лезть на стенку. Думала, что сейчас взмою на самый верх, стремительно и свободно, как птица. Но получилось, как получилось. Карабкаясь по стенке, я постоянно искала нужные камни, на которые можно опираться ногами. Но рядом, как назло, были неудобные крошечные зацепки. Я занервничала, начала кружиться голова. Подняв глаза, увидела, что до вершины еще прилично лезть, а силы на исходе. В тот момент я чувствовала себя неуклюжей обезьяной, которая мелкими рывками пытается добраться до верха пальмы, чтобы сорвать банан. Мне даже показалось, что на земле надо мной посмеиваются. «Неужели все так плохо?» — терзалась я. 

Но я не впала в панику, а продолжила лезть. Запала хватило только на половину дистанции: руки сильно устали и стали скользить.

— Можно передохнуть? — крикнула я тренеру.

— Конечно. Оттолкнись ногами от стены и повисни в воздухе, — проинструктировал он.
Собравшись с мыслями, я вспомнила про чудо-порошок и, обработав им руки, снова рванула в бой. Последний рывок – и я на самом верху!

На землю!

Признаюсь честно: спуск мне понравился гораздо больше. Это похоже на полет большой тарзанки. Ты просто держишься за веревку, а страхующий тренер спускает тебя вниз. Хоть я и была переполнена эмоциями, отметила: и в шлепках он стоит на полу крепко.

Прилив адреналина почувствовала ровно в тот момент, когда ноги коснулись ровной поверхности. Но эйфория прошла, когда я расслабилась и обратила внимание на свои руки. Они тряслись от усталости, ладони горели. В тот момент чувствовала себя как выжатый лимон, будто мне не 25, а 50 или даже больше, раз не могу отдышаться после подъема.

Но я упрямая. Немного отдохнув, отправилась покорять еще одну стенку. Ее, кстати, я прошла быстрее первой, буквально за 10 минут. Но самое главное — у меня появился азарт покорять все новые и новые вершины.



Прислушиваясь к реакции своего тела на восхождение, я поняла, что скалолазание — отличная альтернатива тренажерному залу. Помните, я говорила про то, что во время подъема активно работают ноги? Так вот после приземления поняла, что работают все группы мышц! 

Ну а что еще дает этот вид спорта? Мне кажется, он помогает улучшить координацию и пластику движений. Однозначно добавляет уверенности в себе, помогает преодолевать страх. Ведь каждое восхождение — победа над собой. А еще на занятиях не остается следа от стресса, переживаний: на стене об этом просто некогда думать.

И еще одно наблюдение: мне показалось, что это очень демократичный вид спорта. Среди занимающихся были и худые, и в теле; и низкие, и высокие; и молодые, и люди в возрасте. Так что, если еще ни разу не были на скалодроме, обязательно попробуйте!

Автор: Елена АЛЬШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке