Хопер и кормит, и поит. А кто его освободит?

Хопер и кормит, и поит. А кто его освободит?

Экспедиция «Пензенской правды» в рамках экологической акции «Живи, река!» по привлечению внимания к проблемам Хопра побывала в Колышлейском районе.

Ну вот я и в Хопре

В отличие от других районов области, в Колышлейском Хопров два — река и село. 

Какой ты, Хопер земной? Основная школа, клуб, ФАП, Дом культуры. Вдоль дорог пасутся козы. Село производит впечатление вполне благополучного. Но вот добраться до него не просто. «Ну вот я и в Хопре!» — всплывает в памяти фраза из рекламы одноименной финансовой пирамиды 90-х годов, когда заканчивается многокилометровая тряска по дороге от трассы до села. Местные жители, с которыми нам удалось поговорить, давно страдают от ям и колдобин.

Поскольку проблема пока остается нерешенной, проложили альтернативный путь — грунтовку на обочине. Но этот вариант хорош только летом. Так что нормальная дорога — одно из главных чаяний жителей. 


Заросшие тропы

Лет тридцать назад в село приезжали школьники со всего района. Здесь располагался пионерский лагерь. Он пользовался особой популярностью у ребят, занимающихся спортом. Здесь могли отточить свои навыки и туристы, и те, кто занимался единоборствами. Одним из любимых развлечений было купание в Хопре. 

— Несколько минут по лесу и по лугу — и ты бултыхаешься в ледяных струях, — вспоминает водитель администрации поселка Колышлей Сергей, который любил проводить в лагере лето.

Попытка попасть на тот пляж далась нам нелегко. Дороги к бывшему лагерю (от которого в настоящий момент осталось лишь несколько фрагментов бетонных дорожек) нет. Сохранилось скорее направление — проложенная через лес внедорожниками еле различимая колея. 

Выезжаем на поросший разнотравьем луг. Когда замолкает двигатель, в первую минуту кажется, что ты оглох. Но постепенно понимаешь, что в тишину вплетены мерное шуршание волн реки, шум деревьев на ветру, крики птиц, деловитое жужжание насекомых. 

Глава администрации поселка Колышлей Владимир Хованцев, который согласился быть нашим гидом в поездке, сбитый с толку изменившимся за много лет пейзажем, не сразу находит место, где раньше купались. И все же мы отыскиваем его. Спустившись на берег, попадаем в совершенно сказочный уголок. Солнце, пробивающееся сквозь ветви обступивших реку деревьев, отражается в воде. Но сказка становится былью, стоит повернуть голову. Русло реки, и так достаточно узкое, во многих местах перегорожено стволами упавших от старости деревьев. И бобры здесь ни при чем. А помочь реке избавиться от ненужных преград некому.

Ту же картину можно наблюдать и практически в черте села, глядя с моста. К тому же Хопер в этих местах сильно обмелел.


Чугурские редкости

Больше реке повезло с помощниками в Старой Потловке. Это ученики местной средней школы. Кстати, ее здание, построенное 125 лет назад, — часть природно-исторического комплекса «Чугуры», который состоит из нескольких объектов. Также в него входили барский дом Натальи Рихтер, полностью сгоревший в конце августа 2015 года, и барский дом, принадлежавший Свиридовым (здесь в свое время располагались начальная школа и больница).

В последние годы предпринимаются попытки восстановить здания, но объем работ слишком велик. Повезло только церкви во имя святой мученицы Аллы Готской (храм был частью имения Рихтер). С 2013 года по благословению епископа Сердобского и Спасского Митрофана идет ее реставрация под руководством председателя приходского совета Александра Мраморного.

Но вернемся к школе и Хопру.

— Наши ребята — постоянные участники экологического десанта «Чистый берег», который проходит ежегодно весной и осенью, — говорит директор учебного заведения Ольга Дергачева.



Пожалуй, лучше всех прихоперье, его обитателей и прибрежную растительность знает учитель географии Вера Кривоносова. Осень и весна у ее учеников — самое любимое время. Они выходят «в поля», чтобы поближе познакомиться с растительным и животным миром родного края. Одни из самых часто посещаемых мест — Островцовская лесостепь, расположенная на водоразделе Хопра и Арчады, и, конечно, «Чугуры».

Про «Чугуры» Вера Николаевна может рассказывать бесконечно. 

— На прилегающих к реке территориях встречаются ятрышник (дикий гладиолус), купальница, ландыши. Травники запасают дикую мяту, зверобой, чабрец, — перечисляет она. — А животных сколько! Зайцы, лисы, кабаны – обычное явление. А вот пятнистый олень в диковинку, но тоже встречается.

А еще один обязательный элемент экологического образования — походы на плотину.


Снести нельзя оставить

Речь идет о гидротехническом сооружении, возведенном совхозом «Потловский» в начале 2000-х на Хопре в Чеботаевке.

Глава администрации Потловского сельсовета Людмила Хмелева объясняет, что плотина была необходима для поддержания уровня воды в скважине, от которой питается село.

Плотина — яблоко раздора двух противоборствующих группировок. Одни считают, что сооружение губит реку, точнее, ее обитателей. Якобы рыба не в состоянии пройти сквозь трубу и гибнет. Другие утверждают, что для рыбы помех нет. Проблема в другом. Хопер, по словам Евгения Исаева, водителя пожарной машины, обмелел.

— Раньше метра три глубина была, с плотины ныряли, а теперь опасно, можно головой о дно удариться, — объясняет он.

Это видно невооруженным глазом: по обе стороны от плотины — болотная растительность, которая раньше была скрыта водой.



Причину Исаев видит в задвижке, которая не дает воде проходить в сточную трубу в достаточном объеме. За долгие годы задвижка так заржавела и прикипела к трубе, что сдвинуть ее без спецтехники не представляется возможным. Но, если плотину снести, река и вовсе пересохнет. 

Приезжих, кстати, не смущает мелководье. Летом, особенно в выходные, вся площадка возле плотины заставлена машинами с номерами других регионов. Едут сюда и «безлошадные». Что привлекает? Евгений Носов уверен, что одна из главных причин (вторая после красоты этих мест) — дивная рыбалка. Карася много, плотвы, язя, голавля, сом попадается. Причем рыбачат культурно — без сетей.

Самое удивительное, что многие жители Чеботаевки за все время проживания в селе к плотине ни разу не выбирались. Да и не очень хотят в толпе приезжих отдыхать. Поэтому главный «моцион» — на лавочке у дома. Кстати, неплохой наблюдательный пункт. С него Галине Абасовой, с которой мы познакомились, когда вышли осмотреть местную пожарную машину, прекрасно видна одна из двух основных российских проблем — дорога. 

— Сходишь в магазин — без ног возвращаешься, — жалуется она. 

А еще обращает наше внимание на низкий напор воды. Это опять к вопросу о плотине. Что же будет, если она разрушится?


Хопер-спаситель

День подходил к концу, а вместе с ним и мое пребывание на Хопре в Колышлейском районе. Неужели на этот раз я не узнаю никаких легенд о любимой реке? 

И вот Владимир Хованцев предлагает отступить от маршрута и заехать в Черкасское, посмотреть на красивейший пятикупольный храм Покрова пресвятой Богородицы 1891 года постройки. Он был восстановлен в 2005 году при активной поддержке бывшего председателя Законодательного собрания Пензенской области Виктора Лазуткина, который долгое время работал в Колышлейском районе. В прошлом году здесь установили мемориальную доску в память о Викторе Александровиче.

Отец Александр, который служит в храме, гордится тем, что ему выпала такая честь. Правда, приход невелик, а работы много, особенно внутри храма: в последнее время стали мокнуть стены.

Вот во время посещения храма я и узнала легенду о Хопре. Говорят, раньше храм связывал с ближайшим берегом реки подземный ход. Он был вырыт на случай, если священнослужителям придется быстро и незаметно покинуть церковь. 
Во время реставрационных работ даже вход был обнаружен, но, увы, дальше продвинуться не получилось — перед исследователями оказался завал.

Этот рассказ еще раз убедил меня в мысли, что Хопер во все времена был и остается спасителем: кого-то спасает от жажды, кому-то дает пропитание, а кому-то дарит моменты общения с прекрасной природой. Но любой спаситель и сам нуждается в помощи. 

В случае с Колышлейским районом основные проблемы — засорение русла упавшими деревьями и обмеление. Увиденные проблемы мы озвучим на сайте запущенной по окончании Года экологии федеральной государственной информационной системы «Наша природа». Здесь каждый житель страны может сделать обращение по поводу загрязнения водных объектов, ограничения доступа к ним, несанкционированной застройки водоохранных зон.

Ну а нас ждет Сердобский район.



Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное