Как Суворов «прописался» в пензенском Суворове

Как Суворов «прописался» в пензенском Суворове

Бюсту быть! 

Известно, что родители великого русского полководца Александра Суворова владели большим родовым имением в Пензенской области. Есть даже предположение, что будущий генералиссимус там и родился. Правда, большинство исследователей считают, что это произошло в Москве. Так это или нет — вопрос открытый.

Зато доподлинно известно, что Александр Васильевич Суворов, получивший эти земли в качестве наследства, неоднократно приезжал в пензенскую вотчину. Но есть еще один малоизвестный факт, которым по праву может гордиться Пензенский край. 

В Пензе создан один из первых в Советском Союзе памятников полководцу. 

В прошлом году этому памятнику исполнилось 75 лет. Отливали бюст Суворова во время Великой Отечественной войны из чугуна на прославленном пензенском заводе дезхимоборудования (так в те времена называлась «Автомедтехника») специально для установки его в селе Суворово. Но прежде гипсовая модель бюста была выставлена на обозрение пензенской публике. 

Выставка «Жизнь и деятельность А.В. Суворова», на которой можно было познакомиться с будущим памятником генералиссимусу, проходила в эвакуированном в Пензу музее И.С. Тургенева (ул. Красная, 45, здание не сохранилось). Куратором экспозиции, посвященной знаменитому полководцу, был Александр Вениаминович Храбровицкий, которого можно считать автором идеи установки нового памятника в бывшей суворовской вотчине. 

Приехав в Пензу из Москвы в 1939 году, молодой человек стал внимательно изучать богатый культурный потенциал только что созданной Пензенской области. Работая методистом областного кабинета политпросвещения, он публиковал в газете «Сталин­ское знамя» (сейчас «Пензенская правда») небольшие заметки о примечательных исторических фактах и людях, связанных с Пензой и ее окрестностями.

Очень скоро А.В. Храбровицкий был назначен ответственным за развитие в нашей области краеведения.


На старом пьедестале

В 1942 году, заинтересовавшись историей села Суворово (в то время Мокшанского, а ныне Лунинского района) и старого памятника, открытого там в 1903 году (в 1930-х он бесследно исчез с одного из предприятий Пензы), неутомимый краевед предложил поставить в селе, когда-то принадлежавшем Суворову, новый бюст взамен утраченного. 

Храбровицкий смог продвинуть свою инициативу через областной отдел народного образования. О деталях этого уникального проекта, осуществленного в условиях военного времени, мы имеем возможность узнать благодаря дневнику краеведа. 

Церемонии закладки памятника не было: новому бюсту Суворова предстояло занять сохранившийся и пустовавший (к тому моменту уже около 15 лет) пьедестал предшествующего ему бронзового монумента. 

Вышел из земли пензенской...

Изначально образ полководца планировали сделать из недолговечного гипса, как более дешевого и доступного в условиях военного дефицита материала, и только в последний момент от этой идеи отказались «по причине нецелесообразности». 

Табличка для памятника и сам бюст Суворова были отлиты в металле начальником литейного цеха 1-го госмехзавода Александром Загуменновым по модели Константина Луцкого — скульптора, приехавшего из Москвы в эвакуацию и работавшего над «суворовским заказом» в Пензенском художественном училище.

7 ноября 1942 года, в день 25-летия Великой Октябрьской революции, новый скульптурный портрет Суворова был водружен на старый гранитный постамент. 

Рожденный буквально в пензенской земле (чугунный бюст, согласно технологии, отливался в земляной форме), памятник занял свое место на площади села Суворово рано утром. Пять бойцов Красной Армии подняли бюст прославленного полководца на вершину гранитной площадки. Журналист Храбровицкий лично руководил установкой изваяния и готовил его к открытию. На лицевой грани постамента была укреплена металлическая доска с подписью Суворова. 

«Отец солдатам» возвышался над прибывшими походным порядком красноармейцами в мундире генералиссимуса, с непокрытой головой (как он обычно и появлялся перед войсками). Силу и победу символизировали не только многочисленные награды, покрывающие грудь военачальника, но и переплетенные ветви дуба и лавра, обрамляющие обрез скульптурного изображения. «Глаза полководца слегка прищурены, на губах играет лукавая улыбка, над открытым лбом задорно выбилась прядь волос».


Духоподъемное изваяние 

Торжество по случаю сооружения нового памятника в бывшей вотчине Суворова нашло отражение не только в областной, но и в центральной прессе. Основные моменты открытия были засняты для всесоюзного «Союзкиножурнала» специально приглашенными из соседнего Куйбышева (ныне Самара) сотрудниками студии кинохроники. Такое широкое информационное освещение события, произошедшего в пензенской глубинке, было достигнуто стараниями А.В. Храбровицкого, который в «Пензенской правде» регулярно сообщал о ходе работы над памятником, поддерживая интерес общественности.

В своей книге о достопримечательностях Пензы («Замечательные места Пензенской области», 1943) инициатор установки нового суворовского бюста поместил иллюстрацию художника Александра Баринова, изображающую один из моментов открытия, и отметил, что призванные из здешних мест воины, сражающиеся на фронтах Великой Отечественной, узнав новость о создании в их родном селе памятника, были воодушевлены. 

Заметим, что в отличие от другого советского памятника, не сохранившегося ныне в первозданном виде и воздвигнутого почти двумя годами ранее (в декабре 1940 года) в селе Суворово-Кончанское (Нижегородская обл.), чугунный пензенский Суворов, установленный в годы Великой Отечественной войны в родовой вотчине Александра Васильевича, не является повторением или копией, воспроизводящей какой-либо созданный до революции портрет полководца.

Автор: Кирилл ШАДЧНЕВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER