Как после застолья не попасть на кладбище

Как после застолья не попасть на кладбище

По данным Роспотребнадзора, в 2018 году в регионе отравились алкоголем 643 человека, 231 из них — с летальным исходом. Страшные цифры! Получается, что каждый год в регионе отрава в бутылках уничтожает население целой деревни. «ПП» решила выяснить, от чего конкретно погибают люди и как сделать так, чтобы после застолья не попасть на кладбище. 

О контрафактном алкоголе, который продается на территории Пензенской области, нам рассказал человек, который много лет борется с этим, вместе с коллегами ищет подпольные цеха. Это майор полиции, оперуполномоченный по особо важным делам Управления экономической безопасности и противодей­ствия коррупции УМВД России по Пензенской области Андрей Соловьев. 

Бутылки с помойки

У кого-то в телефоне милые семейные фото. У оперативника — бесчисленные снимки коробок с конфискованным алкоголем, бутылок с фальшивым пойлом, оборудования, на котором его разливают в подвалах…

— Вот смотрите. Это мы обнаружили в одном из гаражей в селе Богословка, — показывает мне Соловьев на экране эффектные бутылки разных марок. — Предприимчивый делец покупал пятилитровыми канистрами спирт, не соответствующий ГОСТу, и разливал его в бывшую в употреблении заводскую тару. Бутылки ему поставляли бомжи — собирали на помойках. 

По словам Соловьева, в регионе чаще накрывают небольшие цеха. Но и они способны производить крупные партии алкоголя. Так, в 2018 году в ходе совместных мероприятий с ФСБ был выявлен и ликвидирован цех в селе одного из районов области, размещавшийся в гараже. Изъяты оборудование, тара, готовая продукция на сумму 800 тысяч рублей. В отношении владельца возбуждено уголовное дело.

А в 2015 году оперативники выявили факт производства в Пензе суррогата в поистине промышленных масштабах. Имелась даже автоматическая линия розлива. Коробки с паленкой вывозили из цеха «газелями».

Впрочем, чаще всего преступникам даже не нужно тратиться на дорогостоящее оборудование: левый алкоголь разливают вручную. 

Помогла ЕГАИС

Как не нарваться на фальшивый алкоголь? Правда ли, что подделки наводнили магазины? 

— Еще в 2013 году мы изымали контрафактное спиртное даже из крупных торговых центров, — рассказывает Соловьев. — Но сегодня в магазинах почти не встретишь подделок. Каждая бутылка учитывается в системе ЕГАИС. И сам покупатель с помощью специальной программы в смартфоне может проверить, зарегистрирована бутылка в ЕГАИС или нет. Государству удалось навести здесь порядок. Разве что в небольших магазинчиках торгуют из-под полы…

Большинство паленых бутылок расходится как раз из подпольных цехов — по посредникам, а от них — к конечным покупателям. Оперативники накрывают один «заводик» — появляется другой…

Производителями контрафакта движет жажда наживы. Себестоимость бутылки пойла – 15–30 рублей вместе с тарой, а продают ее по 100. И клиенты находятся. Ведь минимальная розничная цена бутылки водки в магазине — 215 рублей.

По наблюдениям пензенских полицейских, даже торговцы самогоном «переквалифицировались». Покупают левый спирт в пятилитровках, разводят водой и продают. Это гораздо выгоднее, хотя и уголовно наказуемо. Увы, нет гарантии, что вместо этилового в бутылке не окажется метиловый спирт, который используется для технических целей и стоит вообще копейки.   

— Разницу невозможно определить ни по цвету, ни по запаху, ни по вкусу, — объясняет Андрей Соловьев. — А летальность при употреблении метилового спирта — почти стопроцентная. Взять хотя бы печально известный случай в Кузнецке в 2016 году. Тогда от отравления фальшивым ромом «Баккарди Блэк» погибли пять человек, включая владельца бара «Нора». Именно он приобрел несколько бутылок контрафакта у посредника на свой день рождения. Выпившие «рома» умирали один за другим. Пострадали 17 человек. Спасли тех, кто сделал лишь по маленькому глотку. Смертельными могут оказаться уже 50 граммов метанола. 

И яда не боятся

— Но разве люди, покупая алкоголь ниже официальной цены, с рук, не понимают, что в бутылке может быть что угодно? — недоумеваю я.  

— Рассчитывают, что обойдется. В большинстве случаев используется спирт, не соответствующий ГОСТу ни по крепости, ни по очистке. Если речь идет о фальсифицированном шампанском, коньяке, виски, то там еще всякая химия намешана — красители, ароматизаторы. Менделееву такой коктейль и не снился! — предупреждает наш эксперт. 

Даже если разовое употребление такого алкоголя не нанесет серьезного вреда, частое может привести к сбою в работе почек, печени...

А как же погибшие от отравления алкоголем? Откуда взялись эти жуткие цифры? Смертельно опасным может стать и легальный алкоголь. В четвертом квартале 2018 года от отравления спиртными напитками пострадал 171 человек. Умерли 68, из них 61 «отравился этиловым спиртом вследствие злоупотребления». От отравления метанолом пострадали 9 человек, 8 из которых погибли. Если брать год в целом и предыдущие, то картина примерно та же. 90 процентов отправляются к праотцам из-за отравления этиловым спиртом: доза была слишком велика. По сути, убить может даже «чистая как слеза» заводская водка, если не сможешь вовремя остановиться. 

Что касается метанола, то, по словам Соловьева, в ходе расследования чаще всего выясняется, что погибшие пили вообще не предназначенную для употребления в пищу жидкость — техническую. Ту же незамерзайку или стеклоочиститель. Где взяли? Знали, что пили? На эти вопросы удается ответить не всегда. Есть невеселая поговорка у судмедэкспертов: покойник многое может «рассказать» о себе, но ничего о других. 

На первый взгляд может показаться, что опасность от употребления фальсификата преувеличена. Но это только на первый взгляд. Хозяин «Норы», например, тоже был уверен, что все будет нормально. Но в этот раз произошла осечка.  

Полицейские и врачи предупреждают: любое употребление контрафактного алкоголя опасно. Ведь никто не знает, что именно окажется в бутылке. А смертельной может стать даже одна рюмка.

Фальшивый алкоголь везут в Пензу с разных регионов России. Но чаще всего — с Северного Кавказа и регионов средней полосы, на территории которых есть крупные спиртзаводы. 

По итогам 2018 года в регионе выявлено 144 преступления, связанных с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции и табачных изделий. Из оборота изъято более 17 тысяч литров паленки.

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное