Как дочь «врага народа» возрождала колхоз в Кузнецком районе

Как дочь «врага народа» возрождала колхоз в Кузнецком районе

Колхозу «Гигант» Кузнецкого района везло на председателей — яркие, мощные личности. Ирина Константиновна Шатова, руководившая хозяйством с 1957 по 1968 год, — одна из них

Ирина Константиновна Шатова была авторитетом для многих. Вот слова спецкора газеты «Сельская жизнь» Б. Полякова из публикации 1977 года: «Где бы я ни был — в райцентре ли, в хозяйствах, — всюду, как только заходил разговор о жизни, как бы еще одним собеседником становилась она, Шатова. «В этом случае Шатова поступила бы так…», «По мнению Шатовой…», «Шатова считает…». Было заметно, что имя Шатовой служит своеобразным эталоном гражданской зрелости». 

В самом колхозе многие, особенно механизаторы, которых она знала еще мальчишками с военной поры, называли ее просто Мать. 

Семья

Ирина Константиновна родилась в Тамбове 20 февраля 1910 года. Первыми ее учителями стали родители. Мать — Елена Павловна Шатова (до замужества Сомова) — из старинного обрусевшего рода, ведущего начало от Аслана-Челеби-мурзы. В Тамбове ее знали как общественную деятельницу. 

Отец — Шатов Константин Николаевич, потомок древнего рода Данзасов по материнской линии, известен был как адвокат по политическим делам. 

В период Временного правительства занимал высокие посты в руководстве губернии. С приходом большевиков все свои полномочия передал им добровольно и стал работать в правлении университета, также был председателем губернского топливного комитета. Арестован ОГПУ в сентябре 1930-го, его обвинили во «вредительстве» и в «организации вооруженного восстания в Средне-Волжском крае», приговорили к 10 годам заключения в концлагере «Свирьлаг» Ленинградской области, где он скончался в 1932 году. 

Этот факт отозвался в судьбе Ирины, когда она стала студенткой Самарского сельскохозяйственного института. Училась успешно, оставалось сдать два экзамена до получения диплома, и тут ее отчисляют как дочь «врага народа». 


Позвала судьба

Положение казалось безвыходным. Ко всему прочему Ирина ждала ребенка. На практике она познакомилась с агрономом опытной станции в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищево) Кузнецкого района, возникли отношения. Правда, было опасение, что он побоится связать с ней свою судьбу. Но все же она поехала туда. Встретили ее хорошо, приняли на работу. С мужем жили в гражданском браке. Сыну он дал свою фамилию.

На опытной станции Шатова познакомилась с уникальным ученым Глебом Филипповичем Нефедовым. От него переняла бесценный опыт в области культуры земледелия, улучшения плодородия земель, борьбы с сорняками. И всю дальнейшую жизнь стремилась к тому, чтобы колхозные нивы давали щедрый урожай.

В 1938 году был арестован ее муж по стандартному обвинению во вредительстве. Ирина Константиновна ждала своей очереди. Даже приготовила в дорогу узелок. 

Через несколько месяцев мужа выпустили. После нападения Германии на СССР его отправили в Селиксенские учебные лагеря, а потом — на трудовой фронт в Челябинск, где он завел новую семью.
 
Ирина Константиновна с сыном решила уехать к матери, которая устроилась учителем в Анненково, и пришла в колхоз «Гигант», ставший ее судьбой. 

В 1943 году председателем выбрали Василия Егоровича Еремина. Он стал для нее примером в отношении к подчиненным. 

Участник Первой мировой войны, прошедший путь от рядового колхозника до председателя, перед назначением в «Гигант» получил похоронку на единственного сына. Не имея здоровья самому воевать с фашистами, он собрал 50 000 рублей на построение военного самолета. Для этого продал почти все, что имел.

На вечерних нарядах он говорил бригадирам: «Ходите по домам, смотрите, как народ живет. Я любую ошибку могу простить, но если в бригаде кто-нибудь от голоду помрет — не ждите пощады».

Шатова добилась прекрасных результатов на своих полях. Секретарь райкома И.И. Кормишин однажды попросил ее и председателя: «Милые мои, хорошие, провезите меня по своим полям, может, легче мне будет, когда посмотрю на вашу пшеничку».

В начале 1945 года в райкоме принято решение вернуть в колхоз бывшего председателя Ф.И. Кулакова. Женщины плакали, провожая Василия Егоровича, — так он полюбился им. 
На счастье Ирины Константиновны, в Анненкове открылась МТС, и она перешла туда, начав все с нуля. За три года МТС встала на ноги. Ирина Константиновна трудилась там до 1957 года.


Ее звездный час 

В колхозе «Гигант» за это время сменилось три председателя. Передовое хозяйство стало сдавать свои позиции. Последний председатель занимался больше личным хозяйством, чем колхозным, и был снят с работы по просьбе коммунистов «Гиганта». Председателем была избрана Шатова. 

Настал ее звездный час, но потребовалось немало потрудиться, чтобы добиться успехов. Она быстро собрала группу лидеров из потомственных анненковских хлеборобов.  

Через два года «Гигант» вернулся в ряд лучших хозяйств района. Но почивать на лаврах не получилось. В начале 1960 года руководство района объединило «Гигант» с отстающим колхозом «Россия». Там колхозники получали копейки и разбегались на заработки. Поля зарастали травой. 

Дальнейшие годы были периодом роста. Построили новые фермы, ремонтную мастерскую, клуб в Тютняре, новую школу в Анненкове. И это далеко не все. Но достаточно сказать, что при Шатовой жизнь в селах была хорошей и колхоз показывал отличные результаты по всем направлениям. 

В 1968 году Ирина Константиновна вышла на заслуженный отдых. Колхоз передала В.П. Цирулеву — он был достойным преемником, при нем «Гигант» гремел на всю страну. За свой нелегкий труд Ирина Константиновна получила знак «Отличник сельского хозяй­ства», стала кавалером орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. 

Но сама она главной наградой считала доброе отношение к себе людей и их благодарность. 

Автор: Наталья КУРКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER