Иван Кузяков: Бренд «Ванюшкины сладости» придумали жена с детьми

Иван Кузяков: Бренд «Ванюшкины сладости» придумали жена с детьми

Ивана Кузякова в области знают как основателя семейного бизнеса — крупного кондитерского производства «Ванюшкины сладости». 

Кузяков — человек не публичный, в соцсетях особо не светится, с прессой общается редко, обычно предоставляя это право своим сыновьям Николаю и Павлу. Он не любит рассказывать, сколько пудов соли ему пришлось съесть, прежде чем стать во главе сладкой империи.

Простой парень из крестьянской семьи, уроженец села Безруково Каменского района, инженер по первому образованию, агроном — по второму, бывший партработник, он начинал в лихие 90-е, пережил взлеты и падения, но никогда не отчаивался, по кирпичику складывая фамильное дело. 

Помогла картошка

— Есть анекдот: «Миллионера спрашивают, где он взял стартовый капитал. Тот отвечает: «После свадьбы мы с женой купили два грязных яблока за два цента, вымыли и продали за четыре цента. Купили на них четыре грязных яблока, вымыли и продали за восемь центов». — «А потом купили восемь грязных яблок и…?» — «Потом умерла моя тетя и оставила нам в наследство 2 млн долларов». Насколько справедлива эта шутка по отношению к вашему бизнесу? 

— В нашем с супругой случае это были не яблоки, а картошка, собственноручно выращенная на родительском огороде, которую мы возили на продажу в Волгоградскую область. На вырученные деньги закупали там фрукты и овощи и везли на пензенские рынки… 

А в наследство от родителей достались привитые с малых лет любовь к труду, привычка в отношениях с людьми поступать по совести, уважать чужое мнение, выстраивать добрососедские отношения. Из материального — земельные паи, которые мы, в отличие от большинства бывших колхозников, не продали за бесценок, а начали обрабатывать, постепенно докупая участки. 

— Вы изначально делали ставку на семейный бизнес? 

— Да. Супруга Наталья меня поддержала, она человек умный, творческий, всегда даст нужный совет. Сыновей стали к общему делу подключать, когда они еще были школьниками. Они и картошку помогали продавать, и потом, когда Наталья занялась выпечкой домашнего печенья на продажу, были на подхвате — разносили сладости по торговым точкам. 

Патриотичное название

— Так вот с чего начиналось ваше кондитерское производство — с домашней выпечки!

— Частично. Просто однажды попробовали продавать кондитерские изделия других производителей — пошел доход. И наступил момент, когда мы поняли, что заниматься только торговлей — значит стоять на месте. Хотим развиваться — надо открывать собственное производство. 

Первое производство мы открыли с компаньоном в Азове Ростовской области, изготавливали халву. Но дело шло туго, в итоге я продал свою долю и перенес бизнес в Пензу. 

Выкупили небольшой цех площадью 200 кв. м с оборудованием: тестомес, несколько миксеров и печь. И доход у нас пошел после первой же реализованной партии печенья, мы на собственном опыте убедились, что «кондитерка» действительно выгодна. 

— Вы — Иван, а компания — «Ванюшкины сладости». В свою честь назвали?
 
— Не совсем так. Бренд придумали жена с детьми. Им хотелось, чтобы название было простым, легко запоминалось и сразу было понятно, что это произведено в России. А Иван — самое распространенное русское имя. 

В общем, на семейном совете бренд утвердили и потом официально запатентовали. 

Первое время выпускали с десяток видов печенья по гостовским рецептам, затем начали создавать свои собственные, которые успешно разрабатывает моя супруга Наталья. 

Господдержка? Хорошо!

— Сегодня у вас две крупные площадки по производству кондитерских изделий — в Пензе и в Пензенском районе, 1000 гектаров земли в Каменском районе, а вот теперь еще и птицефабрика. Почему вы беретесь за такие разные направления?

— Все взаимосвязано. Кондитерское производство невозможно без муки, сахара и яиц. Есть своя земля, на которой можно все это производить. Это намного выгоднее, чем закупать у кого-то. А деньги мы считать умеем. 
Начали выращивать зерно и сахарную свеклу. Яйцо раньше завозили из Мордовии, по 50–60 тысяч штук ежедневно. Как-то на семейном совете оценили свои возможности и решили, что у нас достаточно сил и средств для строительства собственной птицефабрики. Подали заявку в Министерство сельского хозяйства Пензенской области, выиграли конкурс и получили первый грант в сумме 10 млн рублей. 

Фабрику построили за три года. В общей сложности сумма господдержки составила 27 млн рублей. Сейчас у нас около 80 тысяч кур. Ежедневно мы собираем от 60 до 70 тысяч штук яиц. 

— Это количество покрывает потребности кондитерского производства?
 
— Пока нет. Объемы выпечки растут, уже сегодня необходимо в два раза больше яиц. Планируем в следующем году на птицефабрике открыть еще один цех.
 
— Некоторые сельхозпроизводители не пользуются господдержкой, так как не верят, что можно получить реальную денежную помощь на развитие бизнеса… 

— Я считаю, надо использовать все возможности. Ведь сегодня столько программ поддержки существует. Многие благодаря господдержке свой бизнес и подняли, отбив до 50 процентов вложений. Мы, например, вошли еще в одну программу, по условиям которой государство дотирует нам по 10 рублей на каждого суточного цыпленка, которого мы закупали по 35 рублей. В итоге нам покрыли 30 процентов затрат.
 

И вновь о кадрах

— На новой птицефабрике получили работу 25 жителей Каменского района. Вы планируете расширять производство, значит, понадобится больше людей. Есть проблемы с кадрами?
 
— К сожалению. Например, у нас нет ни одного сотрудника, который специализировался бы ранее на птицеводстве яичного направления. Взять тех же зоотехников, ветврачей — все они работали только с крупным рогатым скотом или свиньями, а с птицей — никогда. Приходится отправлять их учиться на курсы, на семинары. На то чтобы стать доками в своей сфере, сотрудникам понадобится не менее двух лет практики. 

Я готов даже отправлять молодых людей на целевое обучение в вуз по специальностям «ветеринарный врач» и «зоотехник» соответствующего направления. Пытался подобрать кандидатуры, но пока безуспешно. Во-первых, большинство вчерашних школьников по-прежнему стремятся быть экономистами, менеджерами и юристами, а во-вторых, никто не хочет оставаться в селе. Увы. Но я пока не теряю надежды. 

— В чем, по-вашему, секрет успешного бизнеса? 

— Просчитывать каждый шаг. Не класть все яйца в одну корзину, правильно распределяя капитал. Поддерживать хорошие отношения с деловыми партнерами. Грамотно подбирать персонал, создавать комфортные условия для работы, чтобы люди не разбегались. 

Мне повезло с семьей. Нам всем интересно то, чем мы занимаемся. Я верю, что и внуки (а у меня их уже четверо) рано или поздно войдут в семейный бизнес, продолжат династию. 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке
валя, 3 Декабря 2019, 18:30

химия одна в этих сладостях. пальма.

Ответить
CAPTCHA Обновить картинку
Введите слово на картинке