Голосовые сообщения: за и против

Голосовые сообщения: за и против

Жители области все чаще вместо звонков или SMS выбирают голосовые сообщения. Но так ли уж удобен этот способ коммуникации? И не соскучимся ли мы по живому общению?

Разговоры с мобильником

Впервые увидев людей, которые подносят телефон ко рту так, будто это бутерброд, я была удивлена. Потом поняла: они наговаривают сообщения и отправляют их своим друзьям и знакомым. А потом слушают записи, пришедшие в ответ. 

Вроде бы диалог, но разорванный временем. Вроде бы общение, но в то же время — разобщение. Каждый из собеседников сам решает, когда взять в руки воображаемый микрофон. И когда послушать, что взволновало где-то там, далеко, другого абонента. 
А вдруг что-то срочное?

Обсуждаем в родительском чате подготовку к празднику, вдруг от одной из мам приходит аудиосообщение. Открываю его (думаю, что так сделали все участники переписки в чате) и понимаю, что это ответ одной из родительниц другой на заданный ранее вопрос о стоимости букета цветов. Досадую: напрасно потеряла время. 

Еду в транспорте. Вдруг затренькали несколько пришедших одно за другим голосовых сообщений от знакомой. Слушать их в маршрутке неудобно: кто знает, о чем пойдет речь? Другим пассажирам прослушивание записи явно ни к чему. Но в то же время думаю: а вдруг что-то срочное? Опять лишняя нервотрепка. 

Роюсь в сумке, достаю наушники. Оказывается, приятельнице стало скучно и она решила поболтать — отправила свои мысли вслух о природе, о погоде. Причем по привычке писать по 100 коротких информаций вместо одной большой она и с войсами (так на современный лад называют голосовые сообщения) поступила так же. 

Пишу ей вопрос, предполагающий односложный ответ — либо «да», либо «нет». И что же вы думаете? Коротенький ответ приходит в виде аудиосообщения! Ну это явный перебор. 

За и против

Между тем у голосовых сообщений есть и несомненные плюсы. Во-первых, не нужно «мучить» пальцы, набирая длинный текст: наговорил — и готово. 

Во-вторых, нет необходимости выверять каждое предложение. В устной речи мы гораздо раскованнее, чем в письменной. А по ходу монолога можно исправиться, дополнить информацию, высказать новую мысль, только что пришедшую в голову. 

В-третьих, голосом можно передать всю гамму наших эмоций. В текстовом сообщении этого не сделаешь даже с учетом огромного набора смайликов. 

Наконец, скорость. Раз — и ответил собеседнику тогда, когда написать совсем нет времени или руки заняты. 

Обратите внимание: все это удобно тому, кто записал и отправил. А тому, кто получил? 

Наговорить сообщение, безусловно, гораздо быстрее, чем написать текст, но на прослушивание нужно больше времени, чем на чтение. Открыв послание на телефоне, мы «расшифровываем» его с одного взгляда. Можно ли сразу понять, что в присланном войсе? Нет.

Ну, хорошо. Открываем. А там — свист ветра, шум автомобилей и практически неразличимый голос автора сообщения. Он не удосужился озаботиться тем, чтобы отойти подальше от дороги, в тихое место. 

Или слушаешь, к примеру, музыку в ВК, а приходит десяток коротких войсов. И ты не можешь отложить прослушивание, поскольку система автоматически отдает приоритет им.

Когда мы пишем текстовые сообщения, то сначала все-таки думаем о том, что хотим сказать, потом — пишем и редактируем. И только после этого отправляем. 

С войсами можно так не заморачиваться. Отсюда бесконечные «ээээ», «короче», «ну, в общем». Пока продерешься через эти словесные дебри и ненужные подробности, забудешь, что было в самом начале.

А вот с чем не поспоришь — войсы хороши вместо текста в ситуации, когда решительно нет времени писать. Но при этом нужно заранее обговорить с собеседником, удобно ли ему будет тебя слушать. 

Дурной тон? 

В каких случаях пензяки отдают предпочтение голосовым сообщениям? Например, координатор акции «Тотальный диктант» в Пензенской области (и многих других культурных проектов) Марина Тарасова говорит:

— Я к концу рабочего дня так устаю писать, что перехожу на голосовые сообщения. К тому же, большинство моих собеседников, людей динамичных и занятых, общаются именно так. Но вообще мне ближе живой разговор. Если у кого-то из моих друзей день рождения, я только в крайнем случае напишу или отправлю запись, потому как уверена, что лучше позвонить. А вот у молодежи, увы, звонки считаются чуть ли не дурным тоном.

В этом я убедилась лично, когда предложила 20 подросткам 15–17 лет ответить на вопрос: какой вид общения они выбирают — текст, войс или звонок? Один из ответов был: «Звонить? А зачем? И как: номеров телефонов знакомых у меня нет». То есть им достаточно имени друга, чтобы найти его в соцсетях для переписки, а про то, что телефон изначально для звонков был изобретен, ребята стали забывать.

Вообще интересная штука получается — эволюция наоборот. Вот какой наглядный пример попался мне на одном из форумов, где обсуждали войсы и отрицание всего нового:

– 1980-е годы: зачем звонить, если можно просто прийти и по-человечески поговорить?
– 1990-е: зачем звонить на сотовый, если есть нормальный городской (рабочий) телефон?
– 2000-е: зачем нужны «простыни» SMS, если можно позвонить по мобильнику?
Современность: войсы — это хорошо, но есть обычные SMS. А лучше просто позвонить.
Получается, что следующий этап опять — «лучше прийти поговорить»? 

Опрос показал еще и такой момент. Вынужденное сидение в четырех стенах во время изоляции даже ершистых подростков заставило вылезти из защитной скорлупы бесконтактного общения! Они признают, что все чаще им хочется пообщаться вживую. 
Вот наиболее популярные ответы: «Я стал звонить чаще, особенно родственникам»; «Мы стали больше болтать по телефону», «Используем видеозвонки». 

С уважением к окружающим

Подводя итог, можно сказать, что у любого явления есть противники и сторонники. Касается это и аудиосообщений. Это веяние нашего стремительного времени, от которого никуда не деться. 

Но в любом случае нужно помнить: уважайте не только себя, но и своего собеседника. Ведь стало же правилом хорошего тона спрашивать у собеседника при звонке, удобно ли ему разговаривать. Надеюсь, что бережное отношение к чужому времени станет нормой и для любителей голосовых сообщений.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное