Геннадий Белорыбкин: Еще покопаем!

В работе археолога он привык докапываться до самых истоков. Этот навык пригодится ему и на новой должности

Геннадий Белорыбкин: Еще покопаем!

Три месяца назад Пензенский институт регионального развития возглавил доктор исторических наук, профессор Геннадий Белорыбкин. 

Что посеешь 

– Геннадий Николаевич, в чем ключевая разница между вашим учреждением и Министерством образования? 
– Если Министерство образования контролирует учебный процесс и все финансовые затраты, связанные с этим, то функция нашего института – наполнение содержанием самого учебного процесса. Мы разрабатываем различные методические пособия, повышаем квалификацию педагогов, внедряем новые образовательные модели и так далее. Тесное сотрудничество с министерством работает на повышение уровня образования в учебных заведениях региона. 

– Какие приоритеты вы выбираете в своей работе?
– Я бы выделил четыре направления. Первое – повышение доступности системы образования. Поясню: дело в том, что каждая школа живет обособленно, проводит мероприятия (конкурсы, викторины и др.) только для своих учеников. А развитая коммуникация позволила бы привлекать к интересным событиям другие учебные заведения. Активный обмен опытом на этом фоне положительно сказался бы на системе образования в целом. Для этих коммуникативных целей мы планируем активно использовать социальные сети. И подвижки в этом вопросе уже есть. 

Второе направление – развитие дистанционных платформ обучения. Пандемия показала высокую востребованность этой технологии, и мы будем ее развивать.

Третье – совершенствование воспитательной работы, которая должна идти единой непрерывной нитью с участием родителей, начиная с детского сада. Сейчас в этом серьезный пробел, который мы обязаны устранить.

И четвертое – внедрение передовых идей в сфере образования. Причем не только тех, которые генерированы на российском уровне, но и тех, которые возникают у наших педагогов, а таких немало! Пришло время систематизировать этот процесс с целью его тиражирования в учебных заведениях. 
Немножко отстает наша система образования от времени. А известно: что посеешь, то и пожнешь, то есть это отражается на знаниях школьников. 

Престиж профессии 

– Престиж профессии учителя сегодня невысок, если сравнивать с советским временем. Как изменить ситуацию? 
– Этому есть логическое объяснение. В свое время многие неудачи в стране, даже экономические, списывали на учителей, на низкую квалификацию, на нежелание выполнять в полной мере свои обязанности. 
К сожалению, следы катка такой истерии видны до сих пор. На мой взгляд, поправить ситуацию можно одним – система образования должна громко заявлять о своих успехах. Это уже происходит и дает результат. 

Битва за баллы 

– Сегодня редкий родитель не нанимает для своих детей-старшеклассников репетиторов для подготовки к ЕГЭ. Это что – следствие пробела в квалификации учителей?
– Ни в коем случае! Дело в том, что задача школы – дать базовое образование, и с этим она успешно справляется. А государственный экзамен часто требует знаний, выходящих за эти рамки. 
Сложилось так, что результаты ЕГЭ у нас возведены в очень высокую степень – это и показатель работы региона в целом, даже губернатора. Вот и бьются все за баллы. 

Я считаю, что невысокий балл по ЕГЭ – это вовсе не повод для уныния. Например, в некоторых странах никаких экзаменов при поступлении в вузы нет. И это отчасти правильно. В нашей же стране еще сильна бюрократическая машина, основа которой – в хороших показателях. 

К счастью, на этом пути есть подвижки. Например, сейчас почти все вопросы по ЕГЭ рассчитаны не на бездумное попадание в цель, а на размышление и логику. 

– Как вы относитесь к выплатам педагогам, готовым работать в сельской местности?
– Дело, конечно, хорошее. Впрочем, на мой взгляд, никакое увеличение зарплаты или единовременных выплат не поможет стать педагогом с большой буквы. Хороший учитель, которого дети слушали бы, открыв рты, – настоящий талант и призвание. К счастью, у нас немало таких людей, которые, кстати, не ушли из профессии даже во времена, когда получали за свой труд копейки. 
Что касается дефицита педагогических кадров, он наблюдается и в областном центре. И одна из причин тому – резкое сокращение бюджетных мест по педагогическому профилю в вузе. А ведь в школы, как правило, идут те выпускники, кто учился за счет бюджета. 

Завалили отчетами 

– Президент России ратует за сокращение контрольных и проверочных работ в школах. Ваше мнение на этот счет?
– Если в колледжах и вузах количество таких работ четко регламентировано учебным планом, то в школах они спонтанны и часто излишни. По сути, многие контрольные или проверочные работы выполняются для галочки под давлением вышестоящих учреждений. Так, конечно, быть не должно. Учащиеся и родители должны точно знать, что ждет их впереди, и без лишней нервозности готовиться к выполнению заданий. 

Кстати, я давно ратую за то, чтобы в вузах изменить формат контрольных и курсовых работ. Считаю, что эти формы проверки знаний в эпоху развития информационных технологий утратили свою значимость. Любой студент легко справляется с такими заданиями, скачав их из Интернета. 
В качестве альтернативы я предлагаю выполнять задания не по шаблонам, а по уникальным темам или вопросам, сгенерированным преподавателями. Это даст хороший повод для поисковой работы и коммуникаций. 

– Еще одна проблема, о которой говорят много, но безрезультатно, – огромная бумажная работа учителя, то есть отчеты, планы и т. д., которые нужно сдавать в разные инстанции. 
– К сожалению, это издержки правового государства. Учителей обязали отчитываться буквально за каждое действие не случайно. Например, в конфликтной ситуации, когда родители подают в суд, отстаивать свои права придется с бумагой в руке. Также отчета требуют и надзорные органы, контролирующие расход бюджетных средств за оплачиваемые часы переработки и дополнительные занятия.

Конечно, постоянно принимаются меры к улучшению положения. В частности, выход из этого замкнутого круга видится в развитии портала «Электронная система образования», где часто бумажные отчеты заменяются электронным форматом, или автоматизируются. 

Продолжение следует 

– Вы известный археолог. Не помешает ли вам в этой интересной работе должность ректора?
– Конечно, нет! Археология – это мое призвание, и я буду продолжать свою научную деятельность. В этом году принимал участие в раскопках Никольского селища времен Золотой Орды в Кузнецком районе. Есть много планов и на будущий год.

Кстати, сейчас у археологов на вооружении появилось современное геофизическое оборудование, которое дает новые возможности для изучения земных поверхностей. Так что, думаю, нас ждет немало археологических открытий. 

Кстати, я очень рад, что сейчас в обществе такой большой интерес к Золотаревскому городищу, изучению которого я отдал большую часть своей жизни. Это уникальное место просто обязано стать центром «Золотого кольца Сурского края». 

– Спасибо за беседу.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER