Девочки и мальчики на пенсии

Меньше месяца осталось до столетия ВЛКСМ, и среди тех, для кого это личный праздник, — Надежда Павловна Дугина. Бывают люди как ноябрь: в их присутствии тоскливо и мрачно. А Надежда Павловна — это весна. Своим неиссякаемым оптимизмом и обаянием она поднимает настроение, с нею так легко на душе!      

Лидерские качества

Она — лунинская, из поселка с красивым названием Ягодный. Колхоз у них, вспоминает, был миллионером, и когда агроному Любови Дадушкиной присвоили звание Героя Социалистического Труда, это вдохновило Надю по собственному почину создать комсомольско-молодежное звено. Энтузиазм той поры описан поэтом: «Нам хлеба не надо — работу давай!» Они с девчонками на полном серьезе собирались жить по этому принципу. 

Надя поступила в педагогический, но вот учительницей работать ей было не суждено. В институте сразу же выбрали секретарем комсомольской организации, и то же самое произошло, когда она устроилась в железнодорожный техникум как молодой специалист. 
Туристические походы, военизированные игры, спектакли на сцене ДК им. Дзержинского! Каждый день был наполнен делами под завязку. «Еще раскладушку в кабинете поставить — и нет смысла с работы уходить!» — ностальгирует Надежда Павловна.

О Дугиной были наслышаны и в горкоме партии. Заполучить к себе деятельного, а главное, веселого и обаятельного человека всем хотелось. Но Дугиной казалось, что работа в горкоме — это больше про перекладывание бумаг, а она любила быть в людской гуще. На ежегодных выборах комсомольцы девять раз единогласно выбирали-переизбирали своего секретаря. Девять лет — ярких, молодых! Уже потом, когда пройдет много времени, директор училища скажет на торжественной линейке студентам: «Вот у нас была секретарь комитета комсомола! До сих пор по ней даже стены скучают!»

Именем Российской Федерации 

А ушла Надежда Павловна (вернее, перевели) в локомотивное депо, где ее избрали секретарем партбюро. Только представьте: машинисты, инженеры и мастера, энергетики, слесари по ремонту подвижного состава. Мужики. Рабочий класс, который знает цену тяжелому физическому труду, скептики по натуре. И вдохновлять их на еще большие свершения во имя светлого будущего должна была Надежда Павловна. И ведь вдохновляла! 

— Да, я была комиссарша! Начальник говорил: «Надежда, тебе осталось сшить брюки (тогда женщины ходили только в юбках. — Авт.), залезть на паровоз и отправиться!» 

И это десятилетие она вспоминает с большой теплотой. Обо всех людях, с кем судьба свела, говорит с любовью.     

Ну а потом времена стали меняться, прежняя система партийной работы рушилась, и в 1989 году Надежда Павловна ушла заведовать загсом Железнодорожного района. Многим тогда казалось, что это понижение. Одно дело депо, большой коллектив.  А теперь — несколько комнаток в обычном жилом доме, где располагался районный ЗАГС, и несколько девушек-сотрудниц. Но Надежда с удовольствием повязала через плечо красную ленту и объявляла влюбленные пары мужем и женой. 

Букет подснежников 

Это была снова работа с людьми, а значит, любимая работа. Она написала несколько вариантов текста, которым благословляла молодоженов, выбрала тот, что ее саму пробирал до мурашек, и с чувством произносила. И полетели «наверх» письма-благодарности за то, что работники загса сделали торжест¬венный момент незабываемым. 

И опять — какой богатый пласт жизни наблюдала Надежда Павловна! Работа в загсе, говорит, научила ее мудрости, что в жизни все может быть и все проходит. Она рассказала несколько историй, которые иначе как удивительными и не назовешь: о вечной любви, предательстве и прощении. Яркие страницы пока ненаписанных романов с неожиданной развязкой…

Ну а что с личной жизнью у самой Дугиной? 43 года в счаст¬ливом браке. Супруг Надежды Павловны был машинистом тепловоза. А познакомились еще в техникуме — он, студент, увидел ее, секретаря комитета комсомола, когда она руководила отправкой первокурсников на сельхозработы, и влюбился с первого взгляда. Но долго не решался подойти и придумал целую историю, чтобы оправдать свой первый подарок — букет подснежников… Он всегда называл ее золотцем, а она его — Сашулей. Год назад супруга не стало.  

Дугины всегда были в труде: Надежда Павловна — с людьми, супруг — в командировках, и сыну  приходилось расти самостоятельным. Ключ — на шее, уроки — сам. Ныне директор собственной фирмы, он считает, что самым лучшим в себе он обязан родительскому примеру, так и говорит: «Спасибо, мама, за коммунистическое воспитание!»  

Накануне 

Надежда Павловна по-прежнему молода и активна. И все вернулось на круги своя. Она с ровесниками, как когда-то в юности. Городской клуб, которым она руководит уже несколько лет, так и называется — «Ровесники». По сути, все те же комсомолки и комсомольцы, девочки и  мальчики (они себя так и называют), но уже на пенсии. 

Пока мы разговариваем, телефон в кабинете Дугиной звонит каждые пять минут, а каждые десять кто-нибудь деликатно стучится и просит что-нибудь решить или одобрить. А еще в этот день для членов клуба пригласили кардиолога и терапевта проконтролировать, не нанес ли дачный сезон ущерба здоровью. Гуща жизни во всей красе. 

…К комсомолу можно относиться по-разному. Ностальгировать или считать пережитком прошлого. В каждой системе есть плюсы и минусы. 
Мне кажется, что самый большой плюс комсомола — это люди. Светлые, чистые душой, которые жили ради общественного блага, а жить для себя стыдились. Таких было, наверное, все же меньше, чем тусклых и равнодушных, как это происходит во все времена, но они были героями. Они и сейчас герои, просто их слегка заслонили собой типажи вроде персонажей передачи «Пусть говорят». 

Именно люди и есть то, что делает 100-летие комсомола, которого больше нет, праздником для страны. 

И в пензенском клубе «Ровесники» к празднику готовятся — идут репетиции, утрясается программа торжества. А Надежда Павловна Дугина уже купила новое платье.  

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное