Пензенцам рассказали, что делать с засохшими кусочками освященных куличей и испортившимися крашенками

А также с выгоревшими иконами и остатками просфор

Пензенцам рассказали, что делать с засохшими кусочками освященных куличей и испортившимися крашенками

Недавно в соцсетях мелькнуло сообщение о том, что в Пензе, на берегу Суры, обнаружили размокший сверток с православными иконами, запутавшийся в корнях деревьев. В комментариях пользователи эмоционально отреагировали на случившееся: «Какое кощунство», «Ничего святого», «Напоминает послереволюционные времена…»

Верующим больно видеть попираемую святыню. История христианства знает случаи, когда люди даже отдавали жизнь, спасая чудотворную икону, Библию и другие сакральные предметы. Но в истории с образами, найденными на берегу Суры, все оказалось неоднозначно.

Без злого умысла

– Мы вряд ли узнаем, что заставило конкретного человека так поступить, но, мне кажется, злого умысла тут не было, – высказал предположение древлехранитель Пензенской епархии диакон Евгений Белохвостиков. – Сомневаюсь, что в свертке были старинные иконы, иначе находку давно бы передали в епархию или в один из музеев. Скорее всего, святыни пришли в негодность: выцвели или почернели так, что лики на них разглядеть невозможно. Такое случается, например, с современными бумажными, выполненными типографским способом иконами. Хозяин решил их утилизировать известным с древних времен способом – опустить в проточную воду. Только не учел, что сверток может прибить к замусоренному берегу. И вообще, этот способ использовать сегодня нежелательно, потому что в реки сбрасываются канализационные и промышленные отходы. 

Не стоит набирать просфоры впрок чтобы не засохли и не заплесневели.jpg

В наше время ветхие иконы, церковную литературу, устаревшие православные календари, остатки просфор, освященной пасхальной снеди и все прочее, что может гореть, как правило, сжигают и пепел ссыпают в так называемое непопираемое место, до которого не доберутся посторонние люди или домашние животные. Если речь идет о поломанном нательном крестике или разбившейся лампадке, можно просто завернуть предметы в ткань и зарыть поглубже. 

Дачникам или жителям сел сделать это несложно, благо в огороде или близлежащем лесу всегда найдется подходящий уголок. А как быть горожанам? Выход один – отнести пришедшие в негодность предметы в храм. Работники уж точно знают, как утилизировать. Правда, предварительно стоит поинтересоваться, есть ли на прихрамовой территории такая возможность. Не при каждой церкви имеется достаточно места, чтобы развес­ти костер. 

В среде неграмотных с религиозной точки зрения людей бытует суеверие, что нельзя поднимать с земли чей-то нательный крестик. Вдруг недоброжелатель решил с его помощью порчу навести? Бог им судья, но человек верующий не допустит, чтобы по святыне топтались. Крестик следует поднять, очистить и отнести в храм. 

А вдруг реликвия?

– А вот писаные иконы, старинные фотографии святынь или газетные и журнальные вырезки на православную тематику я бы не торопился сжигать, – советует диакон Евгений. – Они могут быть значимы как историческое свидетельство. Как-то одна пожилая женщина принесла в Спасский кафедральный собор потрепанный православный календарь за 1963 год. 

Спасский кафедральный собор (Пенза).jpg

А мы помним, что это время атеистической пропаганды. Вообще удивительно, что такая продукция выпускалась. Правда, календарь своеобразный: вверху на странице – фотография Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а внизу крупным красным шрифтом напечатана… дата смерти Ленина – 21 января. Ниже, в центральной колонке, – даты главных советских праздников. И только по бокам, очень мелко, собственно сам церковный календарь. 
Да это просто памятник эпохи! Мы, конечно, его передали в музей епархии.

Еще один артефакт нашли в церкви села Стяжкино Нижнеломовского района, где подвизался священник Николай Болоховский (сейчас собираются материалы для канонизации пастыря). Там обнаружили большой храмовый образ Пресвятой Богородицы, поруганный в советское время. По сути, он уже не считается иконой, не подлежит реставрации. Но представляет историческую ценность, опять же, как памятник эпохи, и культурную – как образец талантливого письма неизвестного художника начала XX века. 

Образки для бойцов

Игумения Александра.jpg

В церковной лавке Троицкого женского монастыря Пензы есть стеллаж, где прихожане могут оставить подержанные иконы, духовную литературу, другую печатную продукцию. Часть из этого утилизируется, а что-то может еще принести пользу. 

– У нас как-то скопились карманные образки Спасителя, Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, других угодников Божьих, – поделилась настоятельница монастыря игумения Александра. – Причем в хорошем состоянии. Жалко было их сжигать. А тут к нам обратились волонтеры, доставляющие гуманитарную помощь в зону СВО, сказали, что бойцы просили привезти маленькие иконки. Мы передали часть новых образков и те, что оставили прихожане. Потом узнали, что все это сразу же разошлось по рукам. Бойцы передали сестрам благодарность. 

Редкая Козельщанская икона Божией Матери в келье игумении Александры.jpg

А еще были две старенькие, сильно выцветшие иконы, по-деревенски украшенные фольгой. Матушка Александра хотела было отдать их на сжигание, но вдруг увидела на одной из них редкий Козельщанский образ Богородицы, на другой – Казанский. Посоветовалась с реставратором, можно ли восстановить. Теперь обе иконы как новенькие, обрели «место жительства» в келье игумении. 

Лучше, конечно, свести ситуации с испорченными святынями к минимуму. Взяли просфору в храме – съешьте ближайшим утром натощак, не надо брать про запас. Не стоит наливать десятки литров крещенской воды, которая в пластиковых бутылях может позеленеть. И кулич можно освятить всего один, нарезать маленькими кусочками – хватит, чтобы разговеться всей семье.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER