Черные копатели: как они мешают пензенским археологам и какой вред наносят

После их «исследований» специалисты хватаются за голову  

Черные копатели: как они мешают пензенским археологам и какой вред наносят

Едва после зимы оттаивает почва, к раскопкам приступают люди, которые к археологии  никакого отношения не имеют. Это охотники за сокровищами, действующие вне закона. Речь о так называемых черных копателях. 

Секретное хобби

Летом Николай Иванов (фамилия изменена) частенько кидает в свой джип металлоискатель, лопаты и едет с друзьями на природу. Здесь они не только отдыхают, но и попутно прочесывают местность.

– Для нас это хобби, – объясняет он. – Интересно найти в земле старинную вещицу.

Под старинными вещицами Николай подразумевает чугунные утюги, мотыги, железные подковы, обручи от телег и так далее. Все это можно обнаружить в местах, где когда-то жили или работали люди. Особой ценности такие находки не представляют и, после того как извлекаются из земли, ржавеют в гаражах копателей. 

– А не попадалось что-нибудь по-настоящему древнее? 

Николай быстро переводит разговор на другую тему, и я понимаю, что ищут друзья-приятели в полях не только советский металлолом…  

Масштаб проблемы

_DSC_0248.jpg

– Ущерб от черных копателей огромный, – вздыхает доктор исторических наук, профессор, археолог Геннадий Белорыбкин. – Своими незаконными действиями они варварски разрушают археологические памятники, перемешивают культурные слои. После их набегов ученым достаются лишь жалкие крохи. А все ради сокровищ!

Правда, по словам Белорыбкина, на нашей территории их наличие маловероятно. В мордовских селищах да древних курганах можно найти все что угодно, кроме драгоценностей. Ну, разве что серебряные монеты или примитивные украшения. Но охотники за артефактами упрямо надеются на удачу. 

Главный инструмент

_DSC_0108.jpg

Проблема черных копателей существовала всегда. Но когда они были вооружены лопатами да мотыгами, ущерб от них был невелик. Все изменилось, когда на рынке появились ручные металлоискатели. 

С каждым годом такие девайсы улучшаются, и сейчас можно встретить образцы, способные «видеть» сквозь землю чуть ли не до метра! Причем самые дорогие устройства показывают не только то, из какого металла состоит искомый предмет, но даже его конфигурацию!

– Спрос на металлоискатели стабилен уже много лет, – говорит продавец одного из таких магазинов Елена Филатова. – Есть те, кто  постоянно гоняется за новинками, чтобы вновь прочесывать изученную местность более навороченным прибором.

К сожалению, законодатели так и не прислушались к мольбе археологов запретить реализацию таких приборов.

Движимые азартом

понякин_фото Владимира Гришина.JPG

А куда девают найденные исторические ценности черные копатели?
 
– Как правило, продают на аукционах, – отвечает министр по охране памятников истории и культуры Пензенской области Александр Понякин. – К сожалению, в таких объявлениях не указывается место нахождения предмета.

Очень много находок распространяется через антикварные магазины. Особенно в цене старинные наконечники стрел монгольского периода. 

По словам Александра Алексеевича, для большинства черных археологов их дело –  не бизнес, а скорее увлечение, которое, кстати, по карману лишь обеспеченным людям. 

– Чтобы собраться в такую экспедицию, нужна серьезная и затратная подготовка, – объясняет он. – Зачастую реализацией найденных предметов она не окупается.

Преступление и наказание

DSC_0102.jpg

Как защитить наше историческое наследие от разграбления? 

– До 2015 года вся информация о местонахождении таких объектов была в свободном доступе и служила хорошей подсказкой для черных копателей, – говорит Александр Алексеевич. – Потом указывать точные координаты стало запрещено.  

Еще одна действенная мера борьбы с этим явлением – уголовное преследование. 

В нашей области два раза возбуждали дела по фактам незаконных раскопок. Первый случай был в 2013 году, когда житель Мокшанского района специально выехал в Земетчинский, где искал с лопатой раритеты у местного селища, датированного XI–XV веками. Он извлек из земли восемь монет и несколько предметов, представляющих историческую и научную ценность. 

А три года назад в поле зрения правоохранителей попала группа, которая вела раскопки в Белинском районе. Хотя найденные там предметы и не представляли материальной ценности, они имели большое значение для науки. 

В обоих случаях виновные были приговорены судом к условным срокам с конфискацией применяемого для раскопок имущества.
Кстати, по закону под определение «археологическое наследие» попадают предметы, которым 100 и более лет. Таким образом, даже факт присвоения находившихся в земле вещей, датируемых 1924 годом, может послужить основанием для уголовного преследования. 

Положил в карман – ответишь

Преступник.jpg 

За сам факт незаконных раскопок, даже если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф от 1,5 до 2,5 тысячи рублей с конфискацией добытых предметов и оборудования. 

За раскопки, из-за которых был поврежден или уничтожен объект археологического наследия, грозит штраф от 15 до 300 тысяч рублей с конфискацией найденных предметов и оборудования.

Тем, кто скрыл найденные ценные предметы, уклонившись от передачи их государству, грозит до шести лет лишения свободы.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER