Борис Шигин: Мечтаю, чтобы писателей знали в лицо

Борис Шигин: Мечтаю, чтобы писателей знали в лицо

В кабинете главного редактора литературного журнала «Сура» Бориса Шигина постоянное скопление народа. Сюда приходят писатели, журналисты, учителя, библиотекари. С началом Недели пензенских писателей на главного редактора посыпались предложения провести встречи с литераторами в библиотеках, школах, вузах, на производстве. 

Шигин скрупулезно записывает все идеи в свой ежедневник. Когда поток схлынул, мы смогли обстоятельно поговорить о необходимости писательской недели и о современном литературном творчестве. 

Да здравствует «бульон»! 

— Общаясь с читателями, особенно с молодежью, я обнаружил, что представления о литературе сегодня стали слишком поверхностными, — разливает кофе в чашки Борис Шигин. — В современной школе уже мало кто знаком с творчеством Радищева или Белинского, не все знают даже Макаревича или Окуджаву. Высоцкого — да, слышали. Но сами песни процитировать не могут. А современных пензенских авторов молодые читатели не знают совсем. Это и заставило меня придумать такую Неделю пензенского писателя, чтобы земляки проявили интерес к тем, кто творит на Сурской земле.

Сейчас много людей, которые растут без фундамента. Они талантливы, они интересны. Но, не имея корней (я имею в виду литературных корней) и не зная, что открыл такой-то поэт, что совершил такой-то писатель, сложно двигаться вперед. В любом деле профессионал должен знать о тех ступеньках, которые до него были пройдены. Тогда он будет более мощным и интересным.

Неделя пензенского писателя должна стать прелюдией к фестивалю поэзии и авторской песни «Часовые любви». Причем в отличие от многих других подобных мероприятий, на которых мы с тобой бывали, это рабочий фестиваль. 

В принципе, каждый фестиваль — праздник. Но наше дело — не просто «отфестивалить» и отпраздновать, а найти и поддержать талантливых авторов. Как говорил Окуджава, надо вариться в этом котле, в этом бульоне — и тогда что-то будет получаться. Вот, собственно, к этому мы и ведем: найти новых перспективных ребят, погрузить их в наш «бульон», в нашу среду, чтобы они развивали свои таланты.
 
В четверг, 19 сентября, мы начнем слушать новичков. Может быть, они еще не дотягивают до некоего уровня, но мы их не отфутболиваем, а приглашаем участвовать в поэтических клубах, которые работают при нашем журнале. Их сейчас три: «Берега», «Ясень» и «Поющие поэты». А 21 сентября, в субботу, в новом здании областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова выступят лауреаты фестиваля.

Античность и XXI век 

— Много ли за последние годы появилось молодых ребят, которые хорошо пишут?

— Талантливых людей много не бывает. Хорошо, если за год появляется один-два человека. Я могу назвать несколько ярких поэтов: Марина Герасимова, Юрий Серебряник, Анна Коржавина, Елена Чебалина, Михаил Рудаков, Ольга Кузьмина, Владимир Навроцкий. Они интересны своим взглядом на мир. Стихи многие пишут, а вот свой поэтический мир удается создать единицам. Это высший пилотаж. Таких авторов не спутаешь ни с кем другим. 

— Борис, а что такое, по-твоему, современная поэзия?

— Если в стихах встречаются современные слова или понятия, то это современная поэзия. Так, Маяковским или Брюсовым появление в стихах слов типа «электричество» или «атом», воспринималось как новое в поэзии. Я думаю, что это достаточно верный взгляд: в современной поэзии лексика должна быть современной. И, естественно, должны высказываться какие-то новые идеи. 

Но мне, скажу честно, нравятся стихи, которые существуют «вне времени». Да, есть поэтическая публицистика: утром в газете, вечером — в куплете. Но чем больше поэзия отвлечена от бытовухи, чем она ближе к философии, к каким-то общечеловеческим ценностям, тем она мне интересней, и не важно, кто автор — античный поэт или наш современник. 

Кроме того, я всегда обращаю внимание на литературное мастерство. Но, к сожалению, сегодня это частенько уходит на второй план. Раньше ведь как называли поэзию? Изящная словесность! Мне очень нравится это слово: изящная. Сегодня редко можно найти стихи, которые являются именно изящной словесностью. Больше стало грубого. Рэп напирает. В нем есть и смысл, и какая-то идея, но полностью отсутствуют изящество и филигранность работы со словом. 

После шести уроков 

— У нас в школах сейчас мало уроков литературы, поэтому многие молодые люди не умеют писать ни стихи, ни прозу, ни даже школьные сочинения. К сожалению, многое было упущено и просто рухнуло в 90-е годы. В те времена забыли и о литературе, и о культуре, и об искусстве. 

Но страна поменялась, и потихонечку все возвращается на свои места. Идут очень серьезные процессы в медицине, в образовании, потому что когда-то врач и учитель жили достойно, а сегодня многие из них едва сводят концы с концами. А когда учитель не читает новых книг, не выписывает толстых литературных журналов, потому что у него не хватает на это денег, что он скажет детям? Чему их научит?

Когда я только раскручивал наши поэтические вечера, то договорился в Министерстве образования о том, чтобы приглашать учителей литературы! Но, как ни странно, как ни обидно, учителей литературы часто надо было тащить чуть ли не на аркане. 

Однажды я слышал разговор, поднимаясь по лестнице в зал. Шли две учителки и ругались почем зря: «У меня было шесть уроков! А нас еще заставили сюда идти!» Но когда закончилась презентация журнала, обе повисли у меня на шее, потому что в жизни ничего подобного не видели. А тут они вживую услышали поэтов, хорошие песни! 

Проблема в том, что бедные педагоги замотаны, затурканы и у них не хватает ни сил, ни времени на самопросвещение.

Закоперщики 

— Какое участие в Неделе пензенского писателя принимает журнал «Сура»?

— Мы все это придумали и начали. Журнал — закоперщик, движитель всех дел, и я горжусь тем, что Николай Михайлович Инюшкин, знаменитый пензенский культуролог, назвал наш журнал «культурным гнездом». Я считаю это очень важным: чтобы было «культурное гнездо». 

Просто выпускать журнал — не сложно. А вот создать «культурное гнездо», которое стало бы центром притяжения поэтов, музыкантов, художников, по-моему, очень важно. 

— Что нужно делать для популяризации пензенских писателей?

— Если бы у меня был соответствующий бюджет, я сделал бы библиотечку журнала «Сура», где издал бы лучшие произведения пензенских писателей и подарил бы каждой школе и библиотеке. 

— Но будут ли их там читать? Ведь потребуется еще и пиар!

— Я надеюсь на учителя литературы и библиотекаря. Я много ездил по селам Пензенской области и заметил, что обычно именно эти два человека определяют всю культурную жизнь. Если они толковые, с горящими глазами, то все в порядке: и дети читают стихи, и книжные выставки устраиваются. 

— Борис, о чем ты сегодня мечтаешь?

— В редакции журнала я устроил литературное фойе, в котором вывесил фотографии всех писателей, которые творили и творят на Пензенской земле. Фото без подписей, за что меня критикуют, но моя мечта « добиться, чтобы каждый знал этих писателей в лицо. 

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER