Пензенский ветеран рассказал о наказании на фронте, работе в буфете и женитьбе в день знакомства

Из 53 человек 1926 года рождения вернулись в село, откуда уходил воевать Николай Комраков, только 17. Сейчас он остался один

Пензенский ветеран рассказал о наказании на фронте, работе в буфете и женитьбе в день знакомства

На 9 Мая 98-летний ветеран поедет на родину – в Тамбовскую область. Как и всегда.

По морям, по волнам

Николая Евдокимовича призвали в 1943 году. Ему тогда было 17. Направили в Энгельс, в военно-морскую школу, эвакуированную туда в начале войны из Одессы. Шесть месяцев учебы – и служба в Днепровской флотилии, на бронекатерах, обеспечивающих огневую поддержку пехоты. Это была новая техника, малоизвестная противнику, поэтому немцы ее боялись.

Николай Комраков служил на катере до 2 мая 1945 года. В этот день пришел приказ о возвращении в порт приписки – немецкий город Фюрстенберг. За время службы солдат не получил ни одного ранения. Но чуть было не встретил День Победы под арестом. Все дело в ершистости и непокорности парня.

Жуков издал приказ обрить всех налысо, потому что по фронту ходил страшный тиф. А молодой артиллерист наотрез отказался.Зашел их катер в порт заправиться. Комраков стоит, качает горючее. И тут у судна останавливается машина, из нее выходит капитан первого ранга, начальник политотдела флотилии.

– Это кто такой косматый? Наказать! – взвился приехавший.

Командир катера придумал такое наказание: посадил несговорчивого бойца в форпик (отсек в носовой части судна, где обычно хранятся инструменты) до конца войны. Произошло это 6 мая 1945 года. А 7-го на корабль приехал бывший работник политотдела, с которым Комраков приятельствовал, и сообщил, что союзники подписали акт о капитуляции Германии. 

С корабля – в буфет

В 1947 году Днепровская флотилия была расформирована, бойцов перебросили на Балтийский флот. Николаю Комракову довелось служить на паруснике «Седов».

– Корабль немецкий. Их было два таких судна, изъятых у Германии, – «Седов» и «Крузенштерн», – вспоминает Николай Евдокимович.

IMG_3137.JPG
Службу он закончил в 1950 году. Приехал домой. Стал определяться в мирной жизни. Решал, куда поступить учиться: на слесаря или токаря, а то работу какую найти. Пошел на суконную фабрику. 
Но парню сказали: есть указание, что все демобилизованные должны возвращаться на место призыва. В его случае – в колхоз. А так не хотелось! Помогло знакомство с секретарем комсомольской организации: тот посоветовал пойти на Моршанскую махорочную фабрику.

Директор, увидев молодого человека, обрадовался: предприятие остро нуждалось в кадрах. Обещал отправить учиться на начальника рубочного цеха. Но дядя, который работал на этой фабрике, увидев племянника, замахал руками: «Ты что! Кто здесь работает, мало живет. Кругом грязь и пыль». Николай послушал его и отказался.

Что делать? Пошел опять к секретарю комсомола. А тот ему: «Давай-ка мы тебя в буфет станции Моршанск направим. И жилье будет, и девчонок много». Фронтовику понравилось это место, он проработал там почти три года, но пришлось переезжать – назначили заведующим буфетом в Башмаково Пензенской области. 

Потанцевал и женился

Как-то во время командировки из Башмаково в Пензу Николай увидел объявление: идет набор на электромеханический факультет Пензенского политехнического института. Прочитал и вспомнил, что сослуживцы на корабле говорили: семи классов образования мало. Нужно учиться. Он и хотел бы, но уже 26 лет стукнуло. Какая учеба?

Но мысль засела в голове и не отпускала. И Николай решился: поступил в заочную школу в Тамбове и за год одолел программу 8–10-х классов. Особенно хорошо было с точными науками – во время службы он изучал физику и математику.

Имея на руках аттестат, Николай Комраков уже на следующий год подал заявление в политех. Экзамены сдал без напряга, и началась студенческая жизнь. Учеба давалась легко, так что вуз Николай Евдокимович окончил с хорошими оценками.

IMG_3077.JPG
– А что это мы с тобой все одинокие? – спросил как-то приятель. – Пойдем на танцы жен себе искать!

Николай поддержал идею. Пригласил девушку на танец. Весь вечер они разговаривали, а когда пошел ее провожать, со смехом спросил: «Может, замуж за меня пойдешь?» А она возьми да и ответь: «Через три дня скажу». Попереживал, конечно, кавалер в эти дни, но избранница в конце концов согласилась стать его женой.

– У нее высшего образования не было, – рассказывает мой собеседник. – Предложил ей поступить в вуз, но экзамены она не сдала, пошла работать в НИИ рядовым сотрудником.

А сам он долгое время проработал в другом НИИ, занимавшемся разработкой продукции для армии. У супругов родились сын и дочь.

Здесь живет фронтовик

Жена Николая Евдокимовича ушла в мир иной два года назад. А его начало подводить здоровье – ноги совсем перестали слушаться. Передвигаться он мог только на коляске. Поэтому решил переселиться в открывшийся при Доме ветеранов в Пензе Центр активного долголетия.

Чаще других с ним общается младшая медицинская сестра по уходу Ольга Захарова.

– Николай Евдокимович – ранняя пташка. В любую погоду ходим с ним гулять, – рассказывает медработник.

18 апреля она вывела своего подопечного, одетого в костюм с орденами и медалями, на особую прогулку. По поручению губернатора на домах, где проживают фронтовики, устанавливают памятные таблички. Появилась она и на здании Центра активного долголетия. А в начале мая Комракову присвоено звание «Почетный гражданин Пензы».

Николай Евдокимович не одинок. Его постоянно навещают родственники. А 9 Мая по традиции сын отвезет отца на празднование Дня Победы в Тамбовскую область.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER