«Бабушки — это моя работа»: один день из жизни пензенского соцработника

Любви Екатерины Абрамовой хватает на всех: и на семью, и на своих подопечных

«Бабушки — это моя работа»: один день из жизни пензенского соцработника

Старенькая легковушка снова и снова колесит по адресам. Случалось, к своим подопечным  соцработник успевала раньше скорой
— Мам, ты своих бабушек любишь больше, чем нас, — Екатерине не раз приходилось слышать от детей эти слова, полные ревности. — Они тебя чаще видят, чем мы. 

Она всплескивала руками, смеялась, обнимая всех троих: 
— Ну как вам не стыдно? Знаете ведь, что вы у меня самые любимые и родные. А бабушки — это моя работа. Но они старенькие, слабенькие и очень нуждаются в помощи. 

Муж улыбался: 
— Просто наша мама не может по-другому. Не переживайте, ее любви на всех хватит. 

Это я, Катя! 

Каждое утро Екатерина Абрамова, соцработник Наровчатского комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) отправляется в магазин и в аптеку — закупить продукты и лекарства для своих подопечных. День расписан по часам, к каждому закрепленному за ней пожилому человеку нужно успеть вовремя. Если она задержится хотя бы на 15 минут — начнут волноваться, звонить: не случилось ли чего. 

Екатерина укладывает покупки на заднее сиденье своего старенького ВАЗ-2114. Служебный автомобиль соцработнику не полагается, а попробуй-ка обойди пешком пол-Наровчата с тяжелыми сумками! Надо успеть по десяти-двенадцати адресам. Вот и приходится использовать свою машину, иначе без ног останешься. А порой соцработник и кого-то из пенсионеров подвозит в поликлинику или в отдел соцзащиты. 

— Анна Ивановна, здравствуйте, это я, Катя! — женщина осторожно стучит в дверь, заранее открытую хозяйкой. 

— Проходи. Вот спасибо! Мне этих продуктов на неделю теперь хватит, — благодарит пенсионерка Анна Симакина, следя за тем, как Екатерина выкладывает покупки на кухонный стол. 

— Не знаю, как бы я жила, если бы не Катюша, — вздыхает Анна Ивановна.

Она одинока: давно овдовела, схоронила двоих взрослых сыновей. Смерть детей ее и подкосила — старушка стремительно начала слепнуть. Живет одна, из дому не выходит без посторонней помощи. Есть племянники в Пензе. Тетю они не забывают, но часто навещать не могут — у каждого своя семья, работа. Так что здесь, в Наровчате, соцработник для Анны Ивановны чуть ли не единственный близкий человек. 

— Таких золотых людей, как Катя, сегодня почти не осталось, — убеждена Симакина. — Ухаживает за мной как за родной. И квартиру уберет, и счета за коммуналку оплатит, и постель сменит-постирает, и давление измерит. Ни разу не видела ее раздраженной, она ко всем с уважением относится. Все наши бабушки ее любят. 

Екатерина не прощается с Анной Ивановной, обещает прийти после обеда и сделать уборку.


Отзывчивая и… эрудированная

Ждала соцработника и Нелли Стовба, 81-летняя интеллигентная дама, тоже вдова, переехавшая в Наровчат с Крайнего Севера в 1999 году. С ней долго жила внучка, пока не вышла замуж и не переселилась в собственную квартиру. Нелли Константиновне нравится быть хозяйкой в собственном доме, но в последние годы здоровье стало подводить. Ей Екатерина также привезла продукты и оплаченные счета за квартиру. 

Нелли Стовба любит побеседовать с соцработником по душам: та для этого всегда найдет время, хотя в принципе в служебные обязанности это не входит. 

— Так ведь когда человека выслушаешь, посочувствуешь — у него всегда настроение поднимается, а это и на здоровье хорошо влияет, — говорит Екатерина. 

— Катя такая эрудированная, на любые темы разговор поддержать может, — уверяет ее подопечная. 

— Ну, все-таки у меня высшее финансовое образование, — улыбается молодая женщина. 

Следующий пункт ее маршрута — дом пожилых супругов Николая Артюшина и Валентины Гонновой. 

— Такие милые старички, — рассказывает по дороге Екатерина. — Представляете, они познакомились и поженились, когда обоим было за 60. Живут душа в душу, так трогательно заботятся друг о друге. 

Супруги встречают соцработника как долгожданного гостя. Энергичные, жизнерадостные, не знают, как усадить и чем накормить. От угощения Екатерина отказывается — время поджимает. 

— Катя, а как там наш дружок Женя поживает? — интересуется Валентина Васильевна. 
— Нормально. Учится. 

Женя — старший сын Екатерины, семиклассник. Прошло время, когда дети ревновали маму к ее работе. Сейчас они с удовольствием ей помогают. Однажды у Екатерины прихватило спину, а на больничный она идти не хотела. В этот момент подопечные попросили купить им сразу десять кило сахару, чтобы надолго хватило. Соцработник хотела было отказать — тяжело. А тут сын Женя и говорит: «Мам, что ты по сто раз ездить будешь, давай я помогу тебе донести». Так он познакомился с пожилыми супругами.  


Взаимная любовь

Абрамова родом из Тольятти Самарской области. Там и с мужем Вадимом познакомилась: он, коренной житель Наровчата, приехал работать в ее город. А когда Екатерина была в декретном отпуске с третьим ребенком, Вадим остался без работы. На семейном совете решили перебраться к мужу на родину. 

— У меня тогда неоконченное высшее образование было, по специальности меня никуда не взяли бы, — вспоминает молодая женщина. — Но дома сидеть я не хотела. А тут вакансия соцработника в КЦСОН появилась. Я сначала сомневалась, смогу ли. Меня не пугали ни график работы, часто ненормированный, ни то, что придется носить тяжести. А вот получится ли у меня работать с пожилыми людьми, понравлюсь ли я им?..

Получилось. Люди полюбили ее: за золотое сердце, доброту, отзывчивость, ответственность, за готовность прийти на помощь в любое время суток. За то, что в работе следует в первую очередь не инструкциям, а своему сердцу, выходя за рамки списка социальных услуг.
  
Поэтому не раз мыла старушкам окна к Пасхе, стирала занавески, наводила порядок на приусадебном участке, и лучшей наградой ей была радость в глазах подопечных.  

Как-то муж под утро просыпается, а Кати дома нет. Куда делась? Ведь ложились спать вместе. Оказалось, одна из ее бабушек ночью почувствовала себя плохо и не смогла на мобильном правильно набрать номер скорой. А соцработнику удалось дозвониться. И Катерина в три утра помчалась спасать старушку. К счастью, все благополучно завершилось: вовремя приехали медики, снизили ей давление. 

— Вадим у меня человек понятливый, тоже частенько мне помогает, если кому-то нужно снег почистить или воды с родника принести, — говорит Екатерина. 

Остаются лучшие

— Те, кто работает по принципу «положено – не положено», у нас не задерживаются, — поясняет начальник Наровчатского КЦСОН Надежда Лисенкова. — Сами уходят, когда понимают, что с нашими подопечными так нельзя. Остаются лучшие. У нас на весь Наровчат три социальных работника, и за каждой закреплены по 10–12 пожилых людей. И девчонки за ними как за родителями ухаживают. Труд соцработника непростой. Эта ноша по силам только самоотверженным людям, для которых забота о ближнем — потребность души.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке