Абашевская игрушка в Пензенской области: Как сейчас живет знаменитое село

 Абашевская игрушка в Пензенской области: Как сейчас живет знаменитое село

В Пензенской области немало мест, куда хочется возвращаться снова и  снова. Среди них — село Абашево Спасского района, славящееся своими гончарными традициями.

Что тянет сюда? Однозначно ответить невозможно. Здесь переплетено все: и удаленность от больших проезжих дорог, и размеренность деревенской жизни, и колдовство керамики, и загадки мастерства древних гончарных кудесников, слава о которых дошла до Лувра.

Чем живет сейчас Абашево Пензенской области? Есть ли будущее у этого небольшого села с его гончарными традициями? 

Загляните к нам 

Это необычное место как бы прячется в живописном уголке Сурского края. 

Подъезжать к селу Абашево одно удовольствие: такая красота кругом, хочется любоваться и любоваться пейзажами средней полосы России... А вот и она — гончарная жемчужина России. 

С виду Абашево, названное так по фамилии владельца этих мест, мало отличается от других сел. Дорога приводит к центру, где сосредоточены школа, местный Дом культуры, администрация, ФАП и почта. И уже от него лучиками во все стороны расходятся улочки. 

В центре села раз в три года (в сентябре) проводится фестиваль народного творчества с поэтичным названием «О чем поет гончарный круг». В этот день Абашево наполняется людьми.

— Любители ремесел приезжают со всех концов России, — говорит и.о. главы сельской администрации Любовь Афонина. — На празднике можно увидеть и иностранцев. 

Фестиваль ярким метеором врывается в неспешную жизнь абашевцев, даря радость и заряд хорошего настроения. В этом году он должен состояться снова. Правда, здесь опасаются, что пандемия может внести свои коррективы.


Без работы...

В Абашево Пензенской области живут 329 человек, почти половина из которых — пенсионеры. А когда-то население превышало несколько тысяч человек! Правда, было это почти два века назад… 

— Жителей с каждым годом становится все меньше и меньше, — констатирует Любовь Ивановна. — Село оживает летом: кто-то приезжает погостить к родным, а кто-то прикупил здесь домик и селится на пару месяцев отдохнуть от городской суеты. 

Впрочем, удаленность Абашево от цивилизации сыграла и злую шутку: здесь почти нет работы. Лишь небольшая часть населения трудится в трех фермерских хозяйствах да на базе отдыха «Кленовая роща», что находится в двух километрах от села. 

— Большая часть трудоспособного населения, а это почти 100 человек, уезжают на заработки в Москву, — вздыхает Любовь Ивановна. 

Пять лет назад рядом с селом хотели возвести кирпичный завод. Предполагалось, что на нем будут работать более 50 человек. Однако задумка так и осталась на бумаге – инвесторов не устроили местные запасы песка. 

Альма-матер мастерства

Особенно удручающая демографическая картина заметна на примере местной девятилетней школы. Еще десять лет назад в ней обучалось полсотни человек. Сейчас — в три раза меньше. В классах — по два-три ученика. Зато индивидуальный подход к каждому — попробуй не выучи урок! 

— Качество обучения у нас всегда было на высоте, — говорит директор учебного заведения Надежда Щеголькова. — Многие наши выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. 

Хотя здание школы, рассчитанное на 200 человек, двухэтажное, сейчас занят только первый этаж. Но, надо отдать должное властям, учреждение не заброшено: в прошлом году по одной из областных программ здесь полностью отремонтирован спортзал. 

На втором этаже школы разместился небольшой краеведческий музей. Большая часть его экспозиции посвящена абашевской игрушке — собраны лучшие работы как самих школьников, так и именитых гончаров — Зоткина, Ворожейкина, Калимуллиной, Аникеевой, Соломатиной и других. 

Украшением музея по праву является знаменитый орел, сделанный самим мастером-кудесником Тимофеем Зоткиным. В свое время изображение этого орла хотели даже поместить на гербе Спасска, но, к сожалению, геральдическая комиссия не утвердила: подобный образ есть на гербе Пятигорска. 

При школе уже много лет действует кружок «Поющая глина». Говорят, что занятия в нем похожи на спектакль, где главное действующее лицо — глина. Ребята посещают кружок с огромным удовольствием, и нет в школе ученика, который не смог бы вылепить себе свистульку или фигурку животного. 

Именно здесь встали на путь творчества талантливые мастера-гончары современности: Виталий Бегаев, Александр Зоткин, внук Тимофея, Владимир Ворожейкин и другие. 


Край кудесников

Вообще, вокруг поделок в Абашево вертится все. Так было с незапамятных времен, когда неподалеку от села нашли удивительную по свойствам голубую глину. 

Гончарный промысел здесь существовал с начала XVII века. 

— Еще на заре XX века старики говорили, что гончарным ремеслом занимались прадеды их дедов, — говорит хранительница школьного музея Екатерина Ермакова. 

По ее словам, о богатой истории местного промысла свидетельствуют обширные выработки на окраине села — перелопатить такое количество глины по силам не одному поколению мастеров… 

Когда-то в Абашево почти в каждом дворе крутились гончарные круги, чадили печи для обжига изделий — горны, слышались трели готовых свистулек. Дело было поставлено на поток. Кустари собирались в артели. Одни добывали глину, другие занимались лепкой, третьи глазировкой, ну а кто-то с обозом возил посуду, орлов на печные трубы, копилки и игрушки по долам и весям на продажу. 

Сформировались целые производственные династии гончаров: Зоткины, Матвеевы, Малышевы, Блиновы, Еськины и другие.

— Тут в земле настоящий склад керамики, — продолжает Екатерина Федоровна. — Как только начнет кто-нибудь копать огород или погреб, так обязательно найдет либо свистульку, либо осколок посуды, а то и остатки печи для обжига. Раньше ведь как: если брак, его выбрасывали. А мы, потомки, теперь все это находим...

Удел энтузиастов

Раньше абашевская игрушка из Пензенской области очень ценилась, хотя и была побочным продуктом гончаров. Ее причудливый узнаваемый стиль и задорная соловьиная трель привлекали многих. Последнею копейку тратили крестьяне, чтобы, купив яркую свистульку, порадовать ребенка. А уж посуда в хозяйстве всегда нужна. Рынок сбыта рос с каждым годом. Перед революцией Наровчатским земством было даже подготовлено решение об ассигновании бюджетных средств на расширение промысла. Но сбыться планам не пришлось... 

Массовый выпуск доступной промышленной посуды в начале XX века практически поставил крест на развитии промысла. Он стал уделом энтузиастов, которые целиком переключились на изготовление глиняных игрушек, расписных ваз и других художественных поделок. 

После войны продолжателями ремесла своих предков стали братья Ларион и Акинфий Зоткины. Кстати, именно они сформировали узнаваемый образ абашевской игрушки.

Тут стоит сказать, что Абашево не простое село. В древности почти все его жители были старообрядцами. Помыслы отшельников отражены в работах мастеров. Например, высокие, лесенкой, рога оленей выдают стремление по ним добраться до Бога. 


Игрушка — дело серьезное

Так есть ли будущее у Абашево и его знаменитого промысла?

Многие возлагают надежды на развитие туристической отрасли. Уже сейчас благодаря созданной в селе объектовой инфраструктуре поток желающих познакомиться с ремеслом игрушечников значительно увеличился. Этому способствует и наличие рядом базы отдыха, куда приезжают люди со всей России. 

Кстати, кузницей кадров гончарного ремесла село можно назвать, но с натяжкой. Например, уже несколько лет в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса готовят специалистов по изготовлению изделий из керамики. В свое время там преподавал и Владимир Ворожейкин. Многие ребята сумели коммерциализировать полученные знания. Конечно, больших денег на этом не заработаешь. Но все же. 

— В Москве на гончарные сувениры хороший спрос, — говорит один из выпускников этих курсов Сергей Жиманов. — У кого-то получается выгодно продавать этот товар по Интернету, в том числе и за границу.

Сейчас абашевские игрушки лепят все желающие. Нередко даже за пределами Сурского края. 

— Нужен серьезный инвестор, готовый вложить средства в развитие знаменитого гончарного бренда, — считает заведующая Спасским краеведческим музеем Елена Бормашова. — Пока, к сожалению, этого не произошло. 

Между тем потенциал у гончарного промысла огромный. Он один из немногих, что идентифицируют наш регион. Ведь не случайно губернатор области Иван Белозерцев призвал использовать абашевскую игрушку в качестве элемента малых архитектурных форм для украшения улиц и микрорайонов Пензы.

Кстати, зарабатывать можно не только на игрушке, но и… на лечебных свойствах сырой глины.

По словам местных жителей, она хорошо помогает от различных ревматических и кожных заболеваний. Кто знает, может, когда-нибудь Абашево станет известным курортным местом. 

...Покидая это удивительное село, я поймал себя на мысли: а ведь жизнь в Абашево просто затаилась! Рано или поздно здесь должен появиться человек, подобный легендарному Тимофею Зоткину. Мастер от Бога, который сумеет поднять народный промысел на небывалую высоту! И, кто знает, может, он уже живет там — скромный кудесник будущих времен… 

Любовь Иды Калимуллиной

Недалеко от центра села находится небольшой дом. Когда-то он принадлежал Зоткиным. Сейчас здесь благодаря стараниям неутомимой энтузиастки гончарного дела Иде Сафиевне Калимуллиной создан дом-музей этой династии.

По крупицам собирала она богатейший материал: старинный гончарный круг, забывшая о времени посуда, древняя ступа, нехитрая мебель, простая одежонка — все то, что составляло быт мастеров.

Ида Сафиевна приехала в Абашево в середине 80-х годов из Казани. Что привлекло эту образованную женщину в такую глухомань? Как она сама говорит, тяга к прекрасному. Увидев абашевские изделия, безоговорочно влюбилась в них и переехала сюда жить. Сейчас она признанный пропагандист абашевской керамики и фанат дела, которое стало для нее смыслом жизни.
— Главная моя задача — не дать погибнуть ремеслу, — рассказывает Ида Софиевна. — У абашевской керамики свой неповторимый стиль. Я должна сохранить его для потомков.

Несколько лет назад женщина при помощи местной власти организовала в селе Народный центр исследования и сохранения абашевского гончарного ремесла. В нем также собрана интересная информация о промысле. Школьники и гости села здесь могут попробовать себя в лепке глиняных изделий. 

Конечно, содержать в порядке здания музеев непросто. Проблем хватает. 

— Нужны средства на бытовые и ремонтные нужды, — объясняет женщина. — Требуется починить крышу, провести газ в мастерскую.

По ее словам, зимой там очень холодно. Пока дети греются возле небольшой печки, которую слепили сами.

— Об одном душа болит, — говорит Ида Софиевна. — Не порвалась бы связующая нить поколений. Ведь мало научиться технике лепки, нужно с головой окунуться в мир древнего промысла, нутром прочувствовать столетний опыт своих предшественников…


Мастера с большой буквы

Самым ярким из мастеров был член Союза художников СССР Тимофей Никитович Зоткин (1929—1988). Расцвет его творчества пришелся на 70-е годы прошлого века. Потомка знаменитых «дудочников» лепка увлекла с трехлетнего возраста. Чувство пластики, дарованное ему природой, нашло отражение в глиняных шедеврах, которые сейчас можно встретить чуть ли не по всему миру. 

К счастью для мастера, расцвет его дарования совпал с возрождением интереса к народному искусству в стране. Очень быстро о кустаре заговорили далеко за пределами нашей области. С триумфом прошли персональные выставки Тимофея Никитовича в Москве, Ленинграде и других крупных городах страны. Были изданы многочисленные альбомы его работ. Творения абашевского мастера попали в Эрмитаж, Лувр и другие великие музеи. Старые мастера о такой популярности не могли и мечтать… 

Тимофей Никитович оставил богатое наследие. Только в Спасском краеведческом музее более 500 его работ! Имеются они и в областном Музее народного творчества. 

В 1988 году Тимофея Никитовича не стало. Его смерть совпала с переменами в стране. Тогда многие были уверены, что вместе с ним уйдет в небытие и абашевский промысел, но этого не произошло.

Сейчас эстафету легендарного гончара перенял Владимир Ворожейкин. В свое время этот умелец даже создал небольшое предприятие по выпуску игрушек. Однако пришлось закрыться.

— Раньше лепить игрушку на продажу было куда выгодней, — говорит он. — Сейчас на рынке очень большая конкуренция. 

Тем не менее увлечение он не забросил и продолжает мастерить барынь, городовых, быков, оленей и прочую глиняную красоту.  Какой-никакой доход это приносит. А еще, регулярно устраивая мастер-классы, он продолжает делиться профессиональными секретами с местными ребятами.

— Хотя игрушки внешне похожи, каждый мастер добавляет что-то свое, — объясняет Владимир. — Так было всегда, и поэтому промысел продолжает жить.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER