Жизнь удалась, или О чем рассказала калина

Жизнь удалась, или О чем рассказала калина

Людмила Кузнецова слывет нестандартным человеком. Она все делает по-своему, не как все. Для художника ценное качество. Ее творчество не перепутаешь ни с чьим другим.

И дело не только в манере, допустим, живописи. Уже давно доказано: не одно мастерство и качество штриха определяют художественное произведение. Главное — то неуловимое, что зовем мы духом  или энергетикой. А можно и проще сказать: насколько художник вложился в свое творение.

И тут на первый план выходит вопрос: а есть ли, что вкладывать? Накопил ли художник силы, набрался ли впечатлений, сберег ли тот талант, что дан ему Богом? И тут всегда возникает образ жертвы. Потому что надо от чего-то отказываться, чтобы не расплескивалась душа, а укреплялась. Это могут быть удовольствия, материальные блага и т. д.

Людмила, общительная, доброжелательная, с талантом организатора ведет почти затворнический образ жизни. В свое время отказалась от постоянного заработка в пользу творческой свободы. Имея оригинальную внешность и утонченный вкус, что обрекает женщину на успех в обществе, редко выбирается на тусовки. Наконец, она не завела семьи и детей. Но Боже упаси сказать ей, что это жертва.
— Творчество — это жизнь моя, воздух мой и спасение, — вот ее слова.

Спрашиваю:
—  А когда много работаешь, но ничего не продается и кажется, что твое творчество никому не нужно, не опускаются руки?
— Бывают такие ситуации. Надо платить за мастерскую, покупать холсты, краски, а денег нет. Но всегда, как будто Бог помогает, что-то происходит — и случаются закупки. Появляются деньги, и ты сразу бежишь за красками…
И тогда все хорошо, и жизнь удалась, потому что можно творить. 

КалиноваЯ осень
Выставку, которая недавно открылась в картинной галерее, Людмила назвала: «КалиноваЯ осень». Приурочила ее к своему юбилею.
— Как же ты решилась заявить всему миру: «Я осень»? 
— Так я же реалист! Что вижу, то и пишу, что есть, то и говорю. У природы нет плохой погоды. Скоро будет: «Я зима». Кстати, это мое любимое время года.

Вот этот сюжет: яркие грозди калины из-под снега — как иллюстрация ее слов. Что возраст! Главное — сохранять яркость красок и свежесть ощущений.

А еще одна работа называется «Жизнь удалась»: калина на столе и фужер с вином. Символы… Спелая ягода переходит в  вино, как душевная зрелость и наполненность — в творческие образы.

Кто-то иначе будет трактовать это и другие произведения, и саму концепцию выставки. Дело в том, что большинство работ в экспозиции — с калиной. Тоже повод для размышления. Но никто, пожалуй, не будет спорить о том, что это смело. Может быть, демонстрация мастерства: среди 27 калиновых работ нет похожих по композиции, решению.

Дань женственности
Некоторые искусствоведы и коллеги Кузнецовой называют манеру ее живописи мужской. Это комплимент, потому как в мире изобразительного искусства нет даже слова «художница», только «художник».

Но когда Людмила начала работать в технике батик, она явила миру свою женственность.
— Очень люблю легкость ткани, рука сама по себе движется. И хотя это тяжелый труд —  приходится дышать испарениями воска, бензина, для меня батик — отдушина, — говорит художник.

На выставке, кстати, представлены не только композиции, выполненные в технике батик, но и целая серия платков, шарфов. И (вот сенсация!) Кузнецова предстала перед публикой в шелковом платье, расписанном ее собственными руками — это голландские пейзажи в пастельных тонах.  (Людмила посещала эту страну и привезла оттуда, как и из всех стран, городов и весей, где бывает) массу эскизов, воплотившихся потом и в живописные работы.

Платье ее оценили, директор картинной галереи Валерий Сазонов предложил:
— Давайте принесем в зал подиум для Людмилы и оставим ее здесь в качестве экспоната.

Родному городу
Родом Кузнецова не из Пензы. Она приехала сюда после окончания Московского художественного института имени Сурикова, преподавала в художественном училище, потом стала, как сама любит говорить, свободным художником и много вдохновений посвятила Сурскому краю.

Людмиле принадлежит идея выставок «Ее глазами». Помню, как она говорила: «Приходит весна, и женщины-художники дарят городу и его жителям свое творчество».

Не собираются женщины оставаться в стороне и от празднования 350-летия Пензы, планируют выставку. А еще хотелось бы им объявить акцию «Подарок городу» — привлечь меценатов. Схема простая: человек покупает картину и передает ее, допустим, в картинную галерею. Там работа экспонируется с табличкой: «Дар от такого-то».

Сами художницы и дарят, и будут дарить свои работы. Кузнецова, например, передала 15 своих картин пензенскому госпиталю ветеранов.

Время собирать награды
Юбилейный год оказался для Людмилы щедрым на признание.  Она входила в группу Анатолия Косырева, которая занималась росписью и мозаикой внутренних помещений нашего драматического театра. Полгода работы в сложных условиях — еще не отапливаемое здание, сотрясаемое строительными работами, и — художники на зыбких лесах под потолком высоченного зрительного зала (речь идет о росписи плафона). Второй объект — панно площадью 18 метров в фойе второго этажа.

Наисерьезнейшие темы: драматурги и драматургия золотого и серебряного века. Это вам не абстракция из линий и точек. Например, для панно было создано 80 эскизов.

Классическое, традиционное исполнение было высоко оценено профессионалами. Группа получила престижные награды Российской академии художеств. Кузнецова удостоена  бронзовой медали «Шувалов». А на выставке ей вручили знак «Заслуженный работник культуры Пензенской области».

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное