Твой личный вклад

Твой личный вклад

Милосердие всегда являлось одной из характерных черт жителей России.

Помочь ближнему, посетить страждущего в больнице, накормить голодного, отдать лишнее нуждающемуся — это было правилом, требующим неукоснительного исполнения. Сегодня общество разделилось на две части: для одних помочь ближнему — дело чести, веление сердца, а вот вторые…
«Пусть государство заботится об инвалидах и стариках, я лично налоги исправно плачу», «Родить четверых ума хватило, вот пусть и думают, как всех прокормить, я-то тут при чем»… Рассуждающих таким образом, между прочим, очень много. Наверное, так жить проще… О том, что же такое милосердие и почему так важно делать добро людям, мы беседуем с председателем миссионерского отдела Пензенской епархии иеромонахом Тихоном (Федяшкиным).

— О милосердии нам завещал сам Господь. Вспомните одну из десяти заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Сам Иисус Христос учит нас быть милосердными и является для нас примером, когда исцеляет больных, воскрешает усопших. Священное Писание донесло до нас Его притчу о милосердном самарянине: человек шел в Иерихон, на него напали разбойники, избили, ограбили и бросили умирать у дороги. Мимо него шло много разных людей, но только один из них сжалился над несчастным. Этот человек принадлежал к наиболее презираемому племени самарян, считавшемуся нечистым у правоверных иудеев. Но именно он поднял пострадавшего, привел его в гостиницу и дал денег хозяину, чтобы тот за ним ухаживал. На такое благородство в наше время не многие способны.

— Батюшка, для некоторых милосердие заключается лишь в том, чтобы подать рубль-другой нищему…
— Это тоже неплохо, если делается от чистого сердца. Вообще, на Руси нищие и юродивые всегда пользовались особой любовью у народа, помочь им было делом богоугодным. Вы знаете, когда я был на своем приходе и мне нужны были средства на содержание храма, я брал с собой несколько мелких купюр, шел в места, где есть нищие молитвенники, отдавал им деньги и просил помолиться. И дела налаживались!

— К сожалению, сегодня мы часто встречаем так  называемых профессиональных нищих…
— Если вы даете милостыню во имя Христа, не важно, какие руки ее принимают. Приведу такой пример: однажды у сельского священника случилась беда — сгорел дом, он с семьей оказался на улице. Он шел по улице и все алкоголики, которые просили когда-то у него денег явно не на хлеб, вытаскивали свои заначки и отдавали ему. Вот еще одна грань милосердия — умение раскрыть свое сердце на чужую беду.

— А если у кого-то есть желание помочь, но нет денег, он сам нуждается материально?
— Возможностей на самом деле много. Помогите своей старенькой бабушке-соседке, сходите в магазин, помойте полы. Навестите малышей в детском доме, поиграйте с ними, погуляйте, приласкайте. Иногда достаточно доброго слова. Допустим, человек впал в уныние, свет ему не мил, а вы его просто выслушали, посочувствовали — и он выходит из своего удручающего состояния, жизнь налаживается. Да это самая большая милостыня!

— Люди, далекие от церкви, часто задают один и тот же вопрос: почему в православных храмах берут плату за совершение таких Таинств, как крещение и венчание, за совершение других треб?

— Традиция жертвовать деньги на содержание храма идет еще с апостольских времен. Первые христиане всегда приносили в общину какую-то часть своих средств, а кто-то отдавал и все свое богатство на поддержание церкви и помощь малоимущим. В книге Деяний Апостольских читаем: «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». В более поздние времена в тех странах, где христианство стало государственной религией, церковь приобрела поддержку власти. На средства, выделяемые государством, и за счет благотворителей строились и содержались храмы, монастыри, духовные учебные заведения, издавалась православная литература, оплачивался труд духовенства и пр. Но в России с 1917 года православная церковь существует только на пожертвования прихожан.

— А как быть, если семья малоимущая и нет денег, чтобы оплатить, допустим, крещение младенца или отпевание покойника?
— Людям нужно обратиться со своей проблемой к настоятелю храма. И я вас уверяю, что ни один священнослужитель ему не откажет. По крайней мере, я таких случаев не знаю. Но если, не дай Бог, случилось бы, что священник отказался крестить ребенка, потому что у его родителей нет денег, такое духовное лицо однозначно подлежит епархиальному суду.

К счастью, ситуация сегодня совсем другая. При крупных храмах созданы социальные службы, которые помогают морально и материально прихожанам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, с нуждающегося не только не возьмут денег за совершение той или иной требы, но и окажут необходимую материальную поддержку. Допустим, помогут собрать ребенка в школу.

Всякое случается в жизни. Мое детство и юность пришлись на трудные 90-е годы. Как и многие другие семьи, жили мы очень тяжело. Я тогда начал воцерковляться, часто ходил в храм. У меня денег не было даже на то, чтобы свечку купить. Я не мог положить ни копейки в кружку для пожертвований. Но храм человеку нужен не для того, чтобы поставить свечку, — он нужен для совершения Евхаристии, для соединения человека с Богом в Таинстве покаяния и причащения. А эти Таинства принципиально всегда свободны от каких-либо денег. Все, что человеку нужно для христианской жизни, он получает в храме бесплатно.

— Большими христианскими добродетелями считаются посещение больных и милость к узникам. Но в больницу просто так не пустят, а что касается людей, находящихся в местах не столь отдаленных, большинство считает, что, мол, чего им помогать, злодеям, так им и надо…
— Уверяю вас, в больницах, особенно где лежат тяжело больные или умирающие, всегда не хватает свободных рук. И если вы придете и предложите персоналу помощь в уходе за такими пациентами, никто вас не выгонит, напротив, будут очень рады.

Что касается заключенных, то, как известно, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Испокон веку каторжников на Руси жалели. Потому что люди падшие, оступившиеся, попадая в колонию на длительное время, находятся в такой среде, где добра практически нет — одно зло. И проживая так день за днем, человек сам еще больше озлобляется. Хорошо, что в последние 20 лет в зонах начали строить храмы, у священнослужителей появилась возможность окормлять заключенных. Находя сочувствие и утешение в церкви, даже самый закоренелый преступник может с Божьей помощью перестать быть злодеем. А мы можем помочь ему, простив его. Не пиная и не попрекая тех, кто уже отбыл свой срок.

Просто вдумайтесь в этимологию слова «милосердие» — милый сердцем, то есть очень-очень добрый…

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное