Цирк уехал, а дрессировщик остался

Цирк уехал, а дрессировщик остался

Прямо на траве, под деревом, под неприветливым ночным небом чужой страны сидели двое — человек и медведь.

Косолапый глухо ворчал в своей тесной клетке. Не спалось и человеку. Казалось, выхода из создавшегося положения нет. Но Юрий Баранов для себя все уже решил: зверя, который так ему доверял, он не предаст.  

Поворот судьбы
Есть люди, которые попадают в цирк с малых лет, о них еще говорят: «рожден в опилках». Юрия Баранова арена позвала достаточно поздно, в 40 лет. С известным дрессировщиком мы встретились во время гастролей цирка им. Никулина в Пензе, за кулисами СЗК «Дизель-Арена». Наша беседа проходила рядом с клеткой с медведем Макаром, с которым дрессировщик неразлучен уже почти 10 лет.

— До того, как стать дрессировщиком, я работал электриком в аварийной службе, а в свободное время шил дубленки, — рассказывает Юрий Баранов. — Но однажды мне поступил заказ «обшить» артиста цирка им. Никулина, ему нужен был жилет в стиле батьки Махно. Так я и познакомился с цирком, стал часто тут бывать. Особенно меня восхищало, как дрессировщики  умеют находить общий язык с животными. А потом артисты сказали, что по мне «цирк плачет» и предложили поехать вместе с ними на гастроли.

Уговорили Юрия буквально за две недели. Не так давно он пережил развод, поэтому взвешивать все «за» и «против» долго не пришлось. Может, это шанс начать новую жизнь?  
— Не скажу, что перемены дались мне легко. Ведь на обеих своих работах я мог «с ноги открыть дверь», со мной все считались, а в цирке приходилось начинать все с нуля, — говорит Баранов.  

Поначалу Юрий работал ассистентом дрессировщика. Однако в Южной Корее все изменилось. Подняться по карьерной лестнице ему помог маленький медвежонок Макар.

Тайные репетиции
Тогда Макара ангажировали корейские телевизионщики. Они снимали фильм, Макару в нем отводилась роль «домашнего животного», которое живет в обычном доме. Во время съемки эпизода прогулки «хозяев» с Макаром, мишка заупрямился и не хотел двигаться с места. И Юрию пришлось бежать впереди оператора, чтобы медвежонок  пошел. Рядом были другие дрессировщики, которые резюмировали: «Юра, этой твой медведь».

Гастроли подошли к концу, многие артисты уехали. В Корее задержались только те, кто работал с животными — нужно было подготовить документы на вывоз мохнатых питомцев.
— Я начал пробовать дрессировать Макара, поначалу звонил друзьям, спрашивал: а как научить медвежонка кувыркаться? — вспоминает артист цирка. — А потом дело пошло, причем понравилось, как мне, так и медведю. Он на меня смотрел такими искрящимися глазами, мол, что для тебя еще сделать? В России мы продолжили дрессировку. Однако я все еще был ассистентом, а это значит, чуть ли не круглосуточно находился в цирке, забот всегда было много.

Поначалу дрессировщик, у которого работал Юрий, сквозь пальцы смотрел на его новое увлечение. Однако увидев, каких тот добивается успехов, был отнюдь не рад этому. «Я же сказал, что ты можешь дрессировать медведя в свободное время, а свободного времени у тебя нет», — пенял он.
И ассистенту приходилось репетировать в тайне от начальства.
— Все равно, спасибо ему за это, ведь я стал тем, кем сейчас являюсь не благодаря, а вопреки, — говорит Юрий Баранов.

«Не продам мишку»
За время своей работы в цирке Никулина, дрессировщик объездил с Макаром полмира. Однако самыми запоминающимися были гастроли в Латинской Америке, по сравнению с которыми сюжет фильма «Жизнь Пи» покажется сказкой.

Артисты вылетели туда по американской визе, которая делалась на год. Гастроли оказались очень успешными, их постоянно продляли. В результате они затянулись на 2,5 года.

Из-за проблем с документами вылет на родину оказался под угрозой. Цирку удалось разрешить этот вопрос. Те, у кого не было животных, уже через пару дней оказались дома, а Юрий с Макаром застряли в чужой стране надолго.

Авиаперевозчики один за другим отказывались брать на борт самолета медведя.
— И вот в Голландии вроде бы дали «добро», чтобы принять нас. В аэропорту Панамы я уже отдал паспорт на регистрацию, наконец-то вздохнул спокойно, переоделся, выкинув одежду, которая из-за жары уже была ни на что не похожа. Медведя повезли в грузовой терминал, — рассказывает Баранов. — И тут на паспортном контроле мне говорят, что голландская компания передумала брать Макара. Пока разбирались, самолет улетел без нас.

Уже потом Юрий узнал, что отказали им из-за того, что он вез цирковое животное.  Голландцы считали, что дрессировщики издеваются над мохнатыми артистами, что заставлять зверя трудиться на арене негуманно.
— А то, что несколько недель медведь живет в панамском аэропорту, в маленькой транспортировочной клетке, это ничего?! — негодует дрессировщик.

Целых два месяца Юрий пытался вылететь из Панамы. Он раскатал спальный мешок и ночевал прямо у клетки, ведь с медведем нужно находиться постоянно. Сначала они жили в грузовом терминале, потом в Панаме наступили 5-дневные праздники, и помещение нужно было закрывать под сигнализацию. Тогда их разместили… под ближайшим деревом. За это время Юрий выучил испанский язык лучше, чем за предыдущие два года. Тогда он общался только с русскими артистами, а здесь рядом уже не было соотечественников. Друзья звонили Юрию и говорили, чтобы он бросал все и прилетал в Москву, но он не мог этого сделать.

Макара пытался выкупить мужчина из местных:
— За сколько продашь медведя?
— А у вас есть дети? — вопросом на вопрос ответил Юрий.
— Да.
—Так за сколько вы их продадите? Ведь Макар для меня — как ребенок.

Семья в деле
Из затянувшегося «заточения» мишке и его хозяину помогли выбраться представители организации, занимающейся защитой животных.
—  Если честно, мне перед ними очень неудобно. Они взяли с меня обещание, что медведь не будет работать в цирке, — вздыхает он. — Но вы посмотрите на него, Макар с раннего возраста на арене, для него это игра, от которой он получает удовольствие. Куда его, в дикую природу? Так он же там уже не выживет.

Не так давно у Юрия Баранова случилось «прибавление». Он взял себе под крыло еще одного мишку — двухлетнего Архипа. И Юрий не уходит домой, пока не уложит обоих медведей спать. Сейчас у него уже свои ассистенты, вместе с ним работают его брат и племянник. Дети, которые уже давно выросли, также поддерживают отца.

Сын иногда ездит с ним на гастроли, а дочь даже одно время сама хотела работать в цирке. Но сейчас молодой женщине не до этого, она готовится стать мамой.
— Надеюсь, что внук пойдет по моим стопам, — улыбается Юрий, почесывая за ухом засыпающего Макара.

Суточное меню медведя-вегетарианца (а Макар  именно такой!):
— каша (как правило, трехлитровая кастрюля);
— две буханки хлеба;
— овощи (правда, свеклу, капусту и огурцы мишка не любит) и фрукты (яблоки, груши, виноград);
— творожная масса.

Автор: фото из архива Юрия Баранова

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное