Свободной вольной птицей...

Свободной вольной птицей...

Неоднократно я писала о художнике Анатолии Петровиче Афанасьеве. И всякий раз это была история о том, как человек разорвал горизонт.  «Расцвести никогда не поздно», — так назывался один из материалов, посвященный 70-летию мастера. Речь шла о том, что Афанасьев творит, как молодой, открывает новые грани своего таланта и полон планов.

Тогда, кстати, мне посчастливилось попасть под карандаш художника. Он создавал серию портретов творческих людей Пензы и меня посчитал таковой. Скажу честно, не хотелось сидеть часами в мастерской, но Анатолий Петрович настаивал. Он уж если выберет жертву, то не отстанет. Однажды, пораженной лицом незнакомой женщины, бежал за ней по улице, приставал наглым образом с предложением: «Попозируйте мне!».

Да, вот кстати: тактичнейший, мягкий человек, склонный ко всему прекрасному, будь то изобразительное искусство (это на первом месте), поэзия, музыка или театр, превращается в упертого и непреклонного, когда дело касается интересов его творчества.

У меня тогда был тяжелый период жизни: болел и умирал отец. И часы в мастерской Анатолия Петровича превратились в сеансы психотерапии. Не зря говорят, что портрет — это зеркало души. Проникая в души своих моделей, художник сопереживает, и в силу гуманности души собственной помогает.

Потом был еще повод для публикации: Афанасьев издал атобиографическую книгу и сборник стихов. И опять разорвал горизонт! Книга его написана необыкновенно живым, народным языком, в ней нет ни фальши, ни позерства, она вся — правда. И это подкупает и ставит ее в один ряд с таким, например, шедевром Людмилы Гурченко, как «Аплодисменты».

Анатолий Петрович много, много лет неукоснительно (если не было поездок или плэнеров) приходил с утра в мастерскую на Горького, 41 и работал. Казалось, ничто не может поколебать этот распорядок, составляющий основу творчества и жизни.

Но… тяжело заболела его любимая жена Маргарита Александровна. И он бросил все, забыл обо всем, только ухаживал за ней, лелеял надежду…
Ноги не несли в мастерскую, да и некогда было. Но пошли стихи. Он говорит, что в эти тяжелые месяцы его спасла поэзия.

На днях в картинной галерее состоялась презентация второго поэтического сборника Анатолия Афанасьева и выставка его работ, среди которых много новых — 2011 года рождения. Маргарита Александровна умерла в 2010-ом, и Анатолий Петрович вернулся в мастерскую.

Среди новых работ — портрет министра культуры области Марины Бойцовой. Ее рассказ о том, как шла работа, был очень близок мне, я узнала стиль Афанасьева.
— Я была начинающим, малограмотным министром, — обезоруживающе призналась Марина Васильевна. — Анатолий Петрович стал моим учителем в изобразительном искусстве, он рассказывал о многом из того, что мне нужно было знать. Я очень благодарна ему и за прекрасный портрет, и за эту науку.

И еще одна женщина, чудесная и незаурядная, говорила в тот вечер об Анатолии Петровиче — Лариса Яшина, поэт, редактор двух его поэтических сборников.
— Я была ошеломлена, когда всего через год после первой книги, он принес еще одну рукопись. Это может быть только при очень большом стрессе.
На что Афанасьев ответил стихами Рубцова:
Но если нет ни радости, ни горя,
Тогда не мни, что звонко запоешь…


Лариса Ивановна отметила, что новые стихи оказались значительно совершеннее прежних, то есть Анатолий Петрович вырос, расцвел как поэт! И это в 82 года.

Два материала нельзя назвать одинаково, и потому я нашла подходящую строчку среди стихов самого поэта:
Свободной вольной птицею
Я выпорхнул из гнездышка.
И до сих пор лечу.
Легла дорога длинная,
Как от луны до солнышка,
Ослабли крылья резвые,
Но падать не хочу.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное