Спасая, спасаемся сами

Спасая, спасаемся сами

О традициях милосердия мы беседуем с отцом Нестором, наместником Пензенского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

— Отец Нестор, что есть милосердие: душевное сострадание или конкретная  помощь?
— Человек состоит из души и тела. С одной стороны, чтобы милосердствовать, нужно иметь сердце, любящее человека, а это проекция любви Божьей к нам. Но эта любовь должна проявляться не только во внутреннем соучастии, сопереживании. Она должна проявляться в делах. Это может быть материальная помощь, деятельная, духовное кормление.
К примеру, случились в прошлом году пожары, патриарх воззвал — вся церковь, и наш монастырь в том числе, все приходы, прихожане откликнулись и помогли.

Например, в  XIX веке во время русско-турецкой войны в Угрешском монастыре монахов обучали помогать раненым. Это милосердие  деятельное.
А есть  духовное. Мы участвуем в обучении. Во многих крупных  монастырях есть духовные семинарии. Там воспитываются будущие пастыри церкви.

— Ваш монастырь возрожден год назад, но история его насчитывает более 300 лет. Какие традиции оказания помощи сложились за три века?
 —  Пласт советской эпохи сокрыл от нас многие сведения. Но мы знаем, что монастырь был благоустроен. Благодаря попечителям, таким как Мария Михайловна Киселева.  И то, что возле его стен похоронено пензенское духовенство, знать, великие мира сего, говорит о том, что он заслуживал уважения именно молитвенным трудом, благочестием своих насельников.
Обитель  никогда не рассматривалась в изоляции от общества, от города, в котором была построена. Наш монастырь и Троицкий женский — как два предсердия сердца города. 

Горожане еще спят, а в женском монастыре — всю ночь и весь день — читается  «Неусыпаемая псалтирь». А у нас, в мужском монастыре, вечером служба и утром две литургии. За ними поминаются сотни, тысячи человек. Уйдя в монастырь, мы отдали все, что имели, поэтому другим можем отдать только духовное, свою любовь.

К тому  же мы выезжаем на освящение, на соборование  в дома, больницы. Недавно был случай. Пришла к нам женщина, которую дочь из дома выгнала,  все ее вещи сожгла. Мы помогли ей деньгами, устроили в дом ночного пребывания. Сейчас помогаем  оформить справку, с которой она может обратиться в социальную службу по месту прописки в Подмосковье.

Наш монастырь помогает Пензенской семинарии. Часть приношений прихожан мы передаем в семинарию (а также — в тюрьмы,  войсковые части).

— Вы не делите страждущих  на «плохих» и «хороших»?

— Евангелие нам дает образ пастыря. Есть притча о блудном сыне. Он грешен, но  Господь не отвергает его.  Не зря говорят: радость на небе бывает больше об одном грешнике кающемся, чем о ста праведниках, не требующих  нужды в покаянии.
Наверное, такая же радость бывает у батюшки, когда к нему с покаянием приходит грешник. Если мы видим, что человек осознал грехи и хочет исправиться, то мы выслушаем его обязательно, дадим совет, духовное упражнение.

— Кто больше нуждается в милосердии: человек, испытавший полный жизненный крах, или столкнувшийся с незначительным препятствием?
— Нам Господь посылает разных людей, мы принимаем всех. Приходят, конечно, и с большими скорбями. Недавно у нас побывал молодой человек, имеющий огромные долги. Он находился на пороге отчаяния, чуть ли не в петлю готов был лезть. Лечили словом. И вот пока мы говорили, ему стали звонить, появилась какая-то надежда. Это доказывает: если человек пришел с какой-то нуждой и верит, Господь точно его не оставит.

— Говоря о милосердии, часто вспоминают притчу о том, что можно накормить человека рыбой, но он снова проголодается, поэтому лучше дать ему удочку, чтобы он постоянно был сыт. Вы согласны с этим?
— Человек — существо, которое в мире подвергается и греху, и добродетели. И часто, желая проявить  милосердие, мы понимаем, что на нашем сердечном порыве люди пытаются нажить проценты. Это лукавство нужно лечить. А лечится оно трудом. У евреев в древности была пословица: «Пусть милостыня в твоих руках запотеет, прежде чем ты найдешь, кому ее подать».
Я прихожанам советую: если видите просящего человека,  не давайте ему денег, не провоцируйте еще на грех. Лучше пойдите с ним, пусть укажет, что купить, накормите его.

— Значит, нужно думать в первую очередь о спасении души нуждающегося?
— От спасения ближнего зависит и наше спасение.  Дело милосердия не замыкается в тебе самом, оно направлено на кого-то еще. Это требование христианского образа жизни, которому мы должны следовать.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное