Разговор с Богом

Разговор с Богом

Для своего бенефиса заслуженная артистка России Галина Репная выбрала потрясающий спектакль — и по сложности исполнения, и по силе воздействия на зрителя.

Сильнее страха
Она возила его в Израиль, и мы писали о том, что даже сирена, предупреждающая об авианалете, не заставила публику покинуть зал и уйти в убежище. Честно скажу, казалось, что это преувеличение. Но, посмотрев спектакль, я поняла, что тоже не ушла бы ни за что. Страх за собственную жизнь отступает, когда на сцене умирает ребенок и так пронзительно проживает свои последние двенадцать дней…

На сцене ребенка нет, есть актриса, которая играет то мальчика Оскара, то в Розовую даму (сиделку), которая наполняет крохотный отрезок жизни обреченного смыслом и даже радостью и учит его обращаться к Богу.

«Оскар и Розовая дама» — это моноспектакль. И вот, казалось бы, как понять, когда 65-летняя актриса говорит за ребенка, когда за даму? Вы не поверите, но это два разных человека. Меняются не только голос, интонации, мимика, меняется пластика. И даже в молчании героини вы мгновенно понимаете, кто перед вами. И, наверное, только пластики для этого мало — это чудо перевоплощения, которому нет отгадки и одно название — талант.

В перерыве и после спектакля зрители выходили в фойе, и общее восклицание поднималось в стеклянный купол и там сливалось в незримый, но ощутимый сгусток энергии: «Гений!». Да, вот так говорили люди о нашей пензенской актрисе Галине Репной.

Спектакль, как бой
Вот уж бенефис, так бенефис! И, наверное, художественный руководитель театра Сергей Казаков специально не сделал перерыва между спектаклем и поздравительной частью. Галина Евгеньевна не могла даже переодеться, так и осталась на сцене в трогательном костюме мальчика…

Конечно, ей хотелось быть красивой, и она как-то слабо среагировала на преподнесенный ей с ходу букет: «Мне бы переодеться…» «И так хорошо», — проговорил Сергей, уже приглашая на сцену Наталью Кугель, председателя отделения Всероссийского театрального общества.

Наверное, все это правильно. Потому что ничего не может быть красивее таланта и той сущности человека, которая проглядывает в такой вот работе на разрыв аорты. И милая Репная улыбалась, принимая поздравления, обнимала своих коллег (а поздравить ее пришли все театральные коллективы Пензы и Заречного). А мне она напоминала человека, который выиграл тяжелейшее сражение, только что вышел из боя, но душой и умом остается еще там, где вершились судьбы.  И это добавляло к восхищению нежность. 

Кстати, известный пензенский психолог Сергей Тарасов сказал, что на психологических тренингах к такому вот состоянию, какое возникает у людей по окончании спектакля, ведут два дня. Репной хватило двух часов. 

Философия на сцене
Конечно, надо сказать о пьесе и режиссере. Собственно, это не пьеса, а повесть француза Эрик-Эммануэля Шмитта, причем одна из четырех серии «Циклы незримого». Автор — доктор философии, и потому много произведений посвящает мировым религиям. И принцип разговора с Богом он уже использовал в романе «Посетитель», но там к Всевышнему обращается Зигмунд Фрейд. А в «Розовой даме» — десятилетний мальчик.

По сути, актриса читает повесть. Нет никаких ремарок, не предусмотрены никакие декорации. Но режиссер-постановщик Юрий Александров нашел такие ходы, что появилась динамика. Остальное легло на плечи (нет, на ум, на душу, на дух) актрисы.

Юрий Александров приезжает к нам на постановки, он заслуженный деятель искусств республики Бурятии, но с каждым спектаклем становится пензенским театралам все ближе. В этом сезоне была премьера по пьесе Александра Островского «Поздняя любовь» — тоже работа Александрова, хорошая, добротная, человечная, чистая. Без пошлости, которую большинство наших зрителей не любит все же.

О роли случайности
Юбилей актрисы требует экскурса в прошлое, к истокам. Делаем это с удовольствием, потому что у Репной все не типично. И большую роль играет случай. Она жила в Кисловодске, имела рабочую специальность и мечтала стать актрисой.

И ведь надо было такому случиться, чтобы режиссер пензенского театра драмы Михаил Юфа приехал в Кисловодск, чтобы он включил телевизор в то самое время, когда местная студия показывала спектакль, поставленный народным коллективом клуба строителей.

Видно, одна из героинь его поразила, иначе зачем бы ему отправляться по санаториям вдогонку за гастролировавшей самодеятельностью?

Галина помнит, как невысокий мужчина, очень похожий на Пушкина, возник в проеме двери и поманил ее к себе: «Девочка, хочешь стать настоящей актрисой? Тогда приезжай к нам в Пензу».
Она все бросила и приехала. А после первой серьезной роли Анютки во «Власти тьмы» Юфа поцеловал ее и сказал смешную фразу: «Я тебя породил и… я тебя здесь оставлю».

А знаменитый главный режиссер театра  Рейнгольд говорил: «У тебя все впереди. Ты будешь второй Мироновой». Но получилось иначе. И когда еще один режиссер Анатолий Иванов назвал ее актрисой драматической, она это уже знала про себя.

Жизнь и судьба

С 1967 года Репная в Пензе. Подсчитано скрупулезным театралом Игорем Шишкинам: она сыграла более 200 ролей. Это очень много. И каких ролей!

Сама она вспоминает свое начало так:
— Десять лет в театре я была ни то, ни се — и не ребенок, и не женщина. Играла девочек и мальчиков и стояла за кулисами, училась у корифеев — Лозицкой, Светова, Кирсанова, Смиронова и других. Где-то что-то возьму для себя, где-то собезъянничаю.

Она считает, что зрелость пришла к ней с рождением сына. Кстати, трудностей тогда бытовых было много, закалилась. Ребенка растила одна, 20 лет жила в коммунальной квартире (за это время у нее сменилось 20 соседей!)

Но когда это «ни то, ни се» увидели зрители в спектаклях «Светлый май», «Скамейка», они поняли, какая народилась в театре актриса.

Не случайно знаменитый режиссер Хейфец в спектакле «Буря» изменил ради нее пол Калибана — у Шекспира это дух-мужчина. И Галина, не колеблясь, облачилась в уродливые наряды, научилась шепелявить и нашла необычную пластику (дух все же).

Кстати, ей всегда труднее играть красавиц и модниц, чем страдальцев. Наверное, потому, что в последних ролях чувствований больше. А она умеет талантливо чувствовать, а значит — и разговаривать с Богом. 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное