Попробуй мед Божией благодати!

Попробуй мед Божией благодати!

Беседа с епископом  Пензенским  и Кузнецким  Вениамином.

В эти радостные дни Светлой Пасхальной седмицы особенно часто думаешь о Боге, о Божьем промысле. Вопросы веры тревожат душу и требуют ответа от мудрого, чуткого, опытного духовного наставника. И кто как не правящий архиерей, рассеет все сомнения мятущейся души? Сегодня мы беседуем с епископом  Пензенсим  и Кузнецким  ВЕНИАМИНОМ.

Что дает вера
— Ваше Преосвященство, что, по вашему мнению, даёт вера человеку? Почему человек не может быть счастлив, не приняв Господа в свое сердце?
— Вера дает человеку духовное зрение, помогающее правильно оценивать свое место в мире, ориентироваться в жизни, определять, к чему надо стремиться, а от чего следует отвернуться. Обретая веру, мы начинаем жить заново. Жить в солнечном свете, а не во тьме ночной, видеть перед собой широкую светлую дорогу, освещенную Господом для того, чтобы мы на ней не спотыкались. Вера ведет нас в жизнь вечную. Мы надеемся на милосердие Господа, что он благословит нас стать жителями не только земного, но и небесного отечества.

Духовно беден тот человек, который живет без веры. Вся его жизнь сосредоточена на мирских благах и проходит в суете. Я искренне сожалею о таких людях. Сожалею, что они не познали благодатных даров Святого Духа. Это то же самое, что жить и питаться одной горчицей. Почувствовать сладость Божией благодати  — это все равно, что вкусить меда. Попробовав однажды меда,  больше  не захочешь есть горчицу. Я хотел бы, чтобы мед жизни вечной, мед духовный отведали все люди нашей Пензенской земли. В этом смысл жизни.

—  Атеизм нынче не в моде. Идет массовое возвращение к Церкви, на праздничных богослужениях не хватает мест. А нравственность выше не становится. Почему?
— Люди ищут Церковь, но далеко не все пришли к Церкви. То, что возросло количество прихожан, еще ни о чем не говорит. На Земле, как и прежде, идет борьба добра со злом. Вражья сатанинская сила старается не допустить человека к Богу. Включите телевизор. Каких только мерзостей вы не услышите!

Потоки лжи, пропаганда насилия, культа денег льется на неокрепшие души детей и подростков. Из-за рубежа приезжают сектанты, которые вносят раскол в Православие. Много ли пишут и рассказывают СМИ о добрых делах Православной Церкви? Но если вдруг какая-то деструктивная секта заточит себя под землей, все журналисты тотчас раструбят об этом по всему свету.

Наше сердце является полем брани между Богом и дьяволом (по Ф.М. Достоевскому — ред.). Сумеем ли мы одолеть врага, зависит только от нас самих, от нашего выбора, нашей воли. Вспомним историю. Когда войска под предводительством Атиллы подошли к Риму, чтобы взять его боем, Римский Папа Лев обратился к завоевателю: «Атилла!  Ты силен и могущественен,  нет таких людей, которые могут противиться тебе. Ты победил всех. Победи себя — пощади Рим!». И варвар Атилла сумел победить себя и развернул свои войска назад. Только когда мы победим себя, и добро в нашем сердце одержит победу над злом, —  дьявол станет бессилен.

Бизнес и нравственность
— В наше время многие люди пытаются стать предпринимателями. А нравственное ли это дело — бизнес? И можно ли православному человеку заботиться о том, чтобы наживать капитал? Ведь богатому так трудно войти в Царство Небесное (см. Мф. 19, 23)?
— Человек, который занимается каким-то производством, питается трудом своих рук, своих знаний, который умеет поставить дело так, чтобы оно приносило добрые плоды, тот занимается нравственным делом. Безнравственно, когда бизнесмены обманывают, «бросают» других людей,  делают больно своим близким, коллегам по работе.

90-е годы XX века, когда бизнес был замешан на криминале и кровавых разборках, прошли. Сейчас в бизнес пришли новые люди, сознательно мыслящие и понимающие, что за свои деяния будут давать ответ перед Богом и перед законом, если нарушат его.

Надеюсь, что среди них есть и такие, как Савва Морозов, Павел Третьяков, которые оставили о себе прекрасную память. Так что бизнес может быть нравственным, если человек нравственно располагает своими деньгами.

— Часто случается так, что накануне выборов, наши предприниматели, которые идут в депутаты, вдруг начинают организовывать  паломнические поездки для верующих, как-либо иначе одаривать людей своими милостями. Эти пожертвования продиктованы желанием победить в предвыборной гонке. Как вы к этому относитесь?
— Я думаю, что ничего плохого в этом нет. Ведь как не одаривай избирателей, они за кого хотят, за того и проголосуют. Церковь же остается вне политики. Наши прихожане могут иметь разные политические воззрения. И мы не будем поддерживать одно политическое направление в противовес другому. Ведь таким образом мы отвергаем от церковного корабля тех людей, которые имеют иные политические взгляды. Поэтому Церковь за народное волеизъявление, за то, чтобы победил тот, за кого больше проголосует людей. Представители духовенства, как граждане своей страны, тоже ходят на выборы и голосуют по зову своего сердца.

Страх Божий
—  Говорят надо жить в страхе Божьем. Что такое страх Божий, чего надо бояться и надо ли бояться Господа?
—  Апостол Иоанн Богослов говорил своим ученикам: «Дети, любите друг друга, Бог есть любовь» (см. 1 Ин. 4, 7-8). Эта любовь человека к Богу и Бога к человеку — очень значимая сила. Любовь побеждает все. Возьмите материнскую любовь. Мать душу положит за своего ребенка. Не надо забывать, что Господь любит каждого из нас и заботится о каждом.

А жить в  страхе Божьем — означает не нарушать заповеди Христовы, жить по евангельским истинам. Человек, который нарушает заповеди, не имеет страха Божьего. И, конечно, у него нет любви.

— В седьмой заповеди говорится «Не прелюбы сотвори». Этой заповедью Господь повелевает мужу и жене хранить верность друг другу, а неженатым оставаться целомудренными. Между тем прелюбодеяние, блуд уже не воспринимаются как грех, а жить в гражданском браке стало нормой для молодых семей.
— Для Церкви гражданский брак — это брак, заключенный в загсе, и мы его принимаем. Не все же могли в советское время повенчаться и получить благословение Церкви.

Но то, что сейчас называется гражданским браком, — это откровенный блуд, за который рано или поздно придется платить. Может быть не сейчас, а в преклонном возрасте. Когда выяснится, что жизнь подходит к концу, а за вами ничего и никого нет. Нет любви ближних, нет детей. Ибо эти дети были добровольно убиты родителями во чреве матери. И тогда приходят слезы, наступает позднее раскаяние. Но изменить уже ничего невозможно.

—  Это раскаяние заставляет многих женщин, пришедших к Православию, искать способы искупить свой грех за убийство нерожденных младенцев. В частности, распространено почитание святого мученика Уара. Как вы относитесь к этому?
— Обращаются и к мученику Уару, который имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей, бывает, крестят рубашечку убитого младенца. Все это шарлатанство, сказки, придуманные в околоцерковных кругах. Тяжко согрешив, женщины ищут любую соломинку, за которую можно ухватиться. Но убийство есть убийство, надо каяться в этом грехе и молиться о том, чтобы Господь простил их. 

— Сегодня широко распространено применение противозачаточных средств. Считается ли это за грех убийства?
— Когда  мужчина и женщина вступают в супружество и становятся «два одною плотью», они делают это, прежде всего, для того, чтобы иметь детей. И мы просим, чтобы Господь Бог дал им как можно больше чад, чтобы супруги были как маслины плодовитые, чтобы они имели радость в своих детях. Ну и конечно, горе большое для тех, кто не хочет иметь детей, и использует для этого химические препараты. Это не грех убийства, но это противоречит Православию.

— В последнее время появились молодежные течения, которые воспевают культ смерти, поклоняются сатане. Как убедить молодежь в том, что это ложный путь, ведущий в никуда?
— Убедить заблудшие души можно только безграничной любовью. Сатанисты говорят: у вас христиан все запрещено — то нельзя, это нельзя, а нам все можно, любое безобразие поощряется. Так проще жить. Но к чему это приведет? Сатана — разрушитель личности. А Бог делает личность гармоничной, дает ей возможность жить в Боге и с Богом, пребывать в согласии с самим собой. Господь любит каждого человека и все делает для его блага.

Чудеса чудесам рознь
— Владыка, но молодежь не верит на слово, ей нужны доказательства существования Бога...
— Таких доказательств неверующие требовали во все века. И фарисеи требовали у Иисуса: покажи нам Отца, дай знамение. Христос совершал множество чудес: ходил по водам, воскрешал мертвых, делал слепых зрячими… Но ведь все равно люди, не веря в чудеса, Его распяли…

Есть Евангелие, есть евангельские истины. Закончилось то время, когда изложенное в Новом и Ветхом Заветах ставилось под вопрос, подвергалось сомнению. Сейчас каждый факт, изложенный в Святом Писании, подтвержден древними рукописями, археологическими раскопками, которые  свидетельствуют о достоверности существования Христа, о Его пришествии в мир и Воскресении. Но всегда находится Фома неверующий, который требует доказательств. А что ж вы хотите?  Даже Апостол Петр и тот трижды  отрекся от Христа по пророчеству самого Спасителя. Плакал он и плакал горько — до конца жизни. На его лице были глубокие борозды от слез. Христос допустил Петра к этому грехопадению, к отречению, чтобы мы имели перед собой пример.

Доказательством являются и чудеса, которые происходят в Православии в наши дни: мироточение икон, схождение святого огня в Иерусалиме, исцеление больных от чудотворных икон…

А то, что возрождаются храмы, что люди идут в монастыри, что мы имеем возможность везде молиться без страха — разве это не чудо? Все зависит от нас, готовы ли мы видеть чудеса, которые каждодневно творит Господь. «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творящий чудеса!» (Пс. 76, 14-15) Но мы надеваем темные очки неверия,  и стараемся не замечать этих чудес.

— У нас в Пензенской области очень много целителей всевозможного толка, которые тоже якобы «творят чудеса» и лечат молитвами. Можно ли доверять им свое здоровье?
— Когда я был молодым священником, произошел такой случай: деревенская жительница объявила себя целительницей, получившей благословение священника. И когда спросили  у этого священника, правда ли это, выяснилось, что он впервые о ней слышит.

Церковь никого не благословляет на такого рода деятельность. Люди, объявляющие себя православными целителями, на самом деле шарлатаны, выучившие несколько молитв. Они просто-напросто паразитируют на беде, на человеческих страданиях.

Как-то одна организация предложила мне создать центр по реабилитации наркоманов. Когда я узнал, что инициаторы благого дела планируют брать деньги с родственников наркоманов за лечение, то отказался. Там, где есть плата, где идут деньги,  там нет святого покровительства.

Не советую никому прибегать к услугам знахарок и разного рода целителей с православными крестами на груди. Если человек физически болен, он должен в первую очередь идти в больницу и получать помощь квалифицированного врача. Молиться о здравии — Богу. Но лечиться — у врача.

Церковь против одиночества
— Насколько Церковь может помочь российскому обществу в искоренении социальных проблем: пьянства, наркомании, попрошайничества, бомжевания? Есть ли возможность в пензенских монастырях помогать несчастным?
— За 20 лет восстановить церковную структуру, которая была до 1917 года, невозможно. Сейчас в нашей епархии активно работает социальный отдел. Его задача — иметь при каждом храме социальных работников, которые будут помогать прихожанам, попавшим в беду.

Помощь таким людям должен оказывать и каждый христианин. Когда я был наместником Николо-Угрешского монастыря, мне часто приходилось призывать на помощь прихожан, просить их потрудиться на благо других людей. И очень часто мне отвечали: я лучше деньги дам, только не пойду трудиться. А ведь труд важен как свидетельство нашей любви к Богу. Не деньгами откупается человек, не через деньги получает Царство Небесное, а своим трудом, своими молитвами, своим подвигом. Труд — это подвиг. И помогая тем, кто лежит на одре болезни, человек в первую очередь помогает себе.

Я думаю, что совсем скоро при каждом храме будут возрождены богадельни (от слова Божье дело). Ведь как было в стародавние времена? Если в русской деревне появлялся одинокий пожилой человек или сирота, вся православная община ухаживала за обездоленным. А что теперь? Я знаю немало случаев, когда люди, оказавшись на государственном попечении, уходили в мир иной не от болезней, а от тоски и оторванности от родного дома. Надо вернуться к общинному попечению об одиноких людях.

Как в первый раз

— Мы отметили Светлое Воскресение Христово. А вы помните, как вы впервые праздновали Пасху в сане священника?
— Помню. Это было 36 лет назад. Мой первый приход был в храме Знамения Божьей Матери в селе Красном Палехского района Ивановской области. Это была моя первая служба. Я очень сильно волновался и переживал, боялся, вдруг что-то пойдет не так.

В этом году у меня 37-ая Пасха, а я волнуюсь как в первый раз. Для меня это величайший праздник. И я ни с чем не могу сравнить то духовное состояние, которое бывает на Пасху. Трепещет сердце от необычайного восторга и радости о воскресшем Господе.  

— Владыка, что бы вы хотели пожелать пензенцам?
— Чтобы воскресший Христос даровал всем радость, утверждение в вере. Пусть мы будем счастливы и будем ощущать благодать Божью ежечасно, ежесекундно. Всех пензенцев поздравляю с этим праздником. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Вопросы задавала Ольга БАКУНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное