Пенза подарила любовь

Пенза подарила любовь

Лидеру общественной организации «Узбекская община» Сатимбаю Бердиеву одинаково дороги две страны — и Узбекистан, и Россия. В первой он родился и вырос, во второй нашел свою судьбу.

Фруктовая история
А началось все с бизнеса, вернее — с его потери. Это как раз тот самый случай, о котором говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло.
В начале 2000-х  годов Сатимбай Бердиев, уже зрелый человек, прошедший Афганистан, решил заняться фруктовым бизнесом. Многие его соотечественники в то время возили в Россию плоды солнечного Узбекистана и неплохо на этом зарабатывали.

Он собрал приличную сумму денег, закупил виноград и по подсказке друзей отправил его в Пензу. Но дело было поздней осенью, в Поволжье уже наступили холода, и теплолюбивые плоды погибли еще в дороге.
— Я, мало чего смысля во фруктах, додумался в холодном прицепе КамАЗа их перевозить, — с юмором вспоминает Сатимбай.

В течение года его преследовали неудача за неудачей. Летом по пути в Пензу сломался рефрижератор с помидорами, и основная часть овощей пропала. Та же судьба постигла и сочные дыни, испортившиеся за три недели пути. За год он потерял все свои деньги. Бизнес дышал на ладан. Оставалось продать сохранившиеся в пути дыни и помидоры и возвращаться на родину. Но судьба сплела для него совсем другой узор.

Пензенская предпринимательница Галия Шляпошникова, хозяйка небольшого продуктового магазина, отправилась на оптовую базу за фруктами, где Сатимбай как раз и продавал свой уцелевший товар. Он находился в угнетенном состоянии, жизнь виделась в черных тонах. Но все мгновенно изменилось, как только он увидел Галию. Это была любовь с первого взгляда. Сатимбай — широкая узбекская душа — не смог скрыть своих чувств. Подарил молодой женщине ящик фруктов. При следующей встрече размер презента увеличился в десять раз.

— Ну разве можно было устоять перед таким щедрым поклонником! — говорит жена Сатимбая Галия. — Я потом сто раз судьбу благодарила: «Как хорошо, что мой муж вовремя разорился!».

Родственные души
Оба сразу же почувствовали друг в друге родственные души, хотя выросли фактически в разных странах, воспитывались в разных культурах: он — узбек, она — татарка.
— Помогло нам сблизиться, наверное, и то, что мы одной мусульманской веры, и то, что татарский и узбекский языки очень похожи, — вспоминает Галия. — А вообще, Саша (так, по-русски, его почему-то с детства называли родители) для меня сразу стал дорогим, родным человеком. Добрый, отзывчивый, ласковый, умница, и руки у него золотые. Я такого всю жизнь ждала.
Сатимбай парирует:
– Жена не только моя любимая женщина и мать моих детей, она — мой лучший друг.

Их сыновьям Алишеру и Рахиму соответственно восемь и четыре года. Младшего Галия родила в 39 лет.  
— Очень боялась, все-таки здоровье уже не то. Но Саша меня постоянно   поддерживал, нянчился, как с маленькой. К счастью, роды прошли благополучно, Рахим родился здоровым и красивым.

Мальчишки очень любят вечера, когда вся семья устраивается в гостиной. Не хочешь играть в подушечный бой — можно порисовать, надоест малевать «танчики» — можно попросить маму, чтобы почитала сказку. Но самое любимое занятие братьев — слушать рассказы отца о его детстве в далеком кишлаке Мадир Хорезмской области, о прадеде Ибрагиме Эгамове, ветеране Великой Отечественной войны, который брал Берлин.

Вот только папа всегда хмурится, когда кто-то из мальчиков устраивается за компьютером играть в «стрелялки», а иногда даже выгоняет их из-за стола.
— Я хочу, чтобы война никогда не коснулась моих детей, даже в виде компьютерной игры, — мрачно произносит Сатимбай Рахимович.

«За речкой»
Он молоденьким парнем прошел афганское пекло. Его призвали в армию в конце первого курса, когда он учился в Ташкентском автодорожном институте. В военкомате сказали, что новобранцам предстоит служить в Германии. Но вместо этого молодых людей отправили в учебный артиллерийский полк в Термез — город, граничащий на юге с Афганистаном. А это означало лишь одно: ближайшие два года придется провести «за речкой».

Рядовой Бердиев попал в знаменитую 66-ю отдельную мотострелковую бригаду (единственное воинское соединение, награжденное после Великой Отечественной войны орденом Ленина), расположенную в городе Джелалабад. Во времена присутствия советских войск этот район считался одним из самых напряженных в Афганистане. Даже крупномасштабные операции с привлечением авиации, десанта и спецназа не могли погасить активность душманов. Близость пакистанской границы и особенности рельефа местности позволяли бесперебойно снабжать действующие здесь банды оружием и припасами, а также, в случае опасности, выводить потрепанные отряды за границу.
— Не скрою, порой было очень страшно. Я в глубине души был уверен, что домой не вернусь, погибну.

Но воевал отважно — об этом свидетельствует полученная на войне медаль «За отвагу». Алишер и Рахим Бердиевы очень любят примерять отцовский пиджак, рассматривать медали — это обычно происходит по большим праздникам.
— Вырасту — тоже в армию пойду, как папа, — уверяет Алишер.
А Галия, прижав старшего сына к груди, вздыхает:
— Пойдешь… Лишь бы не было войны…

Шоу-бизнес
Галия не ради красного словца назвала мужа отзывчивым человеком. Он всегда готов прийти на помощь не только родным и друзьям, но и совершенно незнакомым людям. Не раз в магазине у Бердиевых появлялись уроженцы Узбекистана — гастарбайтеры, оставшиеся без гроша в кармане по вине бессовестных работодателей.  
Сатимбай кому денег давал, кому билеты до дома покупал.
— 80 процентов приезжих узбеков толком не знают русского языка. Поэтому очень часто попадают в сложные ситуации. Кого-то свои же земляки обманут, кто-то становится жертвой местных мошенников, — разводит руками Бердиев. — Ситуацию нужно было брать под контроль, не хватало еще, чтобы узбекская диаспора стала причиной ухудшения криминальной обстановки в Пензенской области.

Так родилась областная общественная организация «Узбекская община». Ее руководство тесно сотрудничает с правоохранительными органами, с посольством Узбекистана в России. Община всегда в курсе, кто из земляков приехал в Пензу, что это за люди, чем дышат. Здесь можно получить на родном языке грамотную юридическую консультацию и помощь в сложной ситуации.

А Сатимбай Рахимович занялся новым для себя направлением — организовывает в Пензе гастроли ведущих узбекских исполнителей. Как правило, вход для зрителей на концерты бесплатный, гонорары артистам платит община.
— Мои земляки каждый день заняты тяжелой работой, находятся вдали от дома — пусть и в их жизнь иногда приходят праздники. Кроме того, мне хочется, чтобы и пензенцы знали, что узбеки — это не только грузчики на рынках, разнорабочие на стройках и укладчики плитки. У нас есть своя культура, богатая, интересная.

ОТ АВТОРА
Помню, я увидела Сатимбая и его земляков 9 мая у Монумента боевой и трудовой славы пензенцев. Они бок о бок с нашими афганцами шли на возложение венков. Я подумала тогда: «А ведь День Победы — это единственный праздник, тесно связывающий нас, рожденных в СССР. Наши деды вместе дошли до Берлина, восстанавливали разрушенные после войны города. И пока мы это помним, никаким политикам не удастся вбить между нами клин».

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное