На семьдесят лет вперед

На семьдесят лет вперед

Через год главный инвестиционный проект Никольского района Пензенской области — цементный завод близ села Усть-Инза — должен запустить первую технологическую линию производительностью 1,8 млн. тонн продукции в год.

О том, в каком состоянии сейчас находится проект, рассказал директор Никольского филиала ООО «Азия-цемент» Сергей Третьяков.
— Сергей Яковлевич, учитывая, что началось такое масштабное строительство, первый вопрос: а каковы, собственно, запасы сырья в Никольском районе?
— Согласно геолого-разведочным изысканиям, запасов цементного сырья должно хватить на 70 лет — по мелу и на 124 года работы — по мергелю.

— Что уже сделано в 2010 году?
— На основании тендера утвержден генеральный подрядчик по проектированию и строительству технологической части цементного завода — Китайская государственная корпорация по экспорту и импорту машин. Кроме китайцев к строительству привлечена 21 проектно-изыскательская организация из разных регионов России,  в их числе московские, пензенские, самарские подрядчики.

С 16 ноября 2010 года мы приступили к подготовительным строительно-монтажным работам. На сегодняшний день завершена планировка завода. В частности, вывезен в резерв чернозем для дальнейшего использования после завершения стройки (сложенный в огромную гору, он вернется на «круги своя» и станет впоследствии газонами, клумбами и, возможно, грядками с овощными культурами). Складировано, чтобы использоваться в производстве цемента, 106 тысяч куб. м мела.

Введены в эксплуатацию автомобильные дороги, функционируют две автостоянки.
Заработали две артезианские скважины. Построены  подземные насосные станции, проложены водопроводные сети. Начали функционировать временная система электроснабжения строительной площадки и трансформаторные подстанции. 
Внедряется проект по строительству линии волоконно-оптической связи протяженностью 7,8 км с реконструкцией АТС в р.п. Сура и АТС в Никольске.

— Какие объекты конкретно цементного завода уже заложены?

— Ведется строительство фундаментов 18 наиболее сложных объектов технологической цепочки цементного завода. В частности, практически готовы шесть складов для погрузки продукции в вагоны, теплообменник, обжиговая печь и другое. Сдано в эксплуатацию локомотивное депо, практически закончено строительство  погрузочно-выгрузочных путей протяженностью 5 км из проектных 12-ти. В 2012 году  на станции Чаис Куйбышевской железной дороги будет построен новый «Казанский вокзал» с проектным названием «Станция Цементная».

Кроме всего прочего, уже возведен и зарегистрирован таможенный склад временного хранения, оснащенный грузо-подъемной техникой, стационарными средствами радиационного контроля, видеонаблюдением и охраной. Это очень упрощает процедуру таможенного контроля за поступающим  оборудованием из Китая.
Построена и сертифицирована объектовая лаборатория по контролю качества строительных материалов, для работы в ней обучен и аттестован соответствующий штат.

— Сергей Яковлевич, никольчане уже встречают на улицах, в магазинах китайцев. Как долго они здесь пробудут?
— На сегодняшний день у нас трудится 331 китаец. Для них построены девять зданий для круглогодичного проживания. Всего же на строительстве завода будут задействованы почти 1500 гостей из Поднебесной.
Наша задача — проконтролировать качество их работы, предоставить возможность нормального проживания, медицинское освидетельствование и прочие социальные нормы, а после окончания работы обеспечить беспрепятственный выезд из страны.

— Никольчан тревожит экологичность производства.
— Цементный завод в Никольском районе далеко не первый подобный проект. Китайцы уже строили аналогичные производства в Белоруссии, России (в частности, в Рязани), Алжире и Объединенных Арабских Эмиратах. Да и в самой Поднебесной таких заводов немало. В год они выпускают 1,33 млрд. тонн цемента. Для сравнения: в России производится всего лишь 56 млн. тонн. 

За экологичность производства могу ручаться лично. Много лет я проработал на заводе «Мордов-цемент», построенном еще в советские времена. Пыль, скажу я вам, ложилась на деревья толстым слоем. Но когда заменили старые технологии и оборудование на аналогичные китайским, то никакой пыли не стало. Замеры показали, что заводской воздух стал во много раз чище, чем, скажем, в центре города.

Российские нормы пылевыбросов составляют 50 мг на кубический метр. А современные фильтры, установленные на цементных производствах, дают 25 мг.
Производство цемента основано на замкнутом цикле, оно будет осуществляться сухим способом, что не дает выбросов в окружающую среду — в воздух, землю, воду. Данные технологии уже апробированы во всем мире.

— Будет ли востребован никольский цемент?
— Безусловно! На российских заводах производится лишь мизерная часть цемента. К примеру, на «Мордов-цементе» объемы производства составляли 4 млн. тонн в год, и это не обеспечивало даже потребностей региона.Думаю, наш цемент даже между областными строителями будет расходиться «в драку». 
Пенза имеет географические преимущества: неподалеку Москва, южные регионы, где потребности в цементе великие. Плюс благодаря развитой железнодорожной инфраструктуре можно доставлять грузы во все уголки России.

На протяжении многих лет оставляет желать лучшего качество российских автомобильных дорог. Не секрет, что самые долговечные трассы — «бетонки», они могут служить людям десятилетиями. Для их строительства требуется огромное количество высококачественного цемента. Да, это весьма дорогостоящее удовольствие, но, думаю, государство и регионы на это пойдут: качественная трасса поможет избежать ежегодных обременительных трат на ремонты дорожного полотна, да и ДТП на хорошей дороге значительно меньше.

— Когда же на заводе перережут красную ленточку?

— Согласно графику производство войдет в эксплуатацию в первом квартале 2013 года, а через три месяца оно выйдет на проектную мощность. Но на этом строительство не закончится.
Прорабатываются перспективные инвестиционные проекты по новому строительству, в частности заводов железобетонных конструкций, строительной извести, сухих строительных смесей и красок.

— Кто будет трудиться на новом заводе?

— Сразу скажу: не китайцы. Их задача — сдать объект «под ключ», после чего мы обеспечиваем их выезд за пределы России. Но, давайте говорить честно, среди местного населения практически нет нужных специалистов. Поэтому приедут высококлассные инженеры и рабочие, они будут не только контролировать технологический процесс, но и обучать специфике местные кадры. Именно для них строятся три трехэтажных дома и 20 индивидуальных коттеджей.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке