«Грузите смех бочками!»

«Грузите смех бочками!»

Для Пензенского цирка 2013 год — юбилейный. Днем его рождения считается 25 декабря 1873 года,  когда братья Никитины дали первое представление в шапито на льду Суры

Потом выступления артистов проходили в шатрах, во временных деревянных строениях. Наконец, в 1965 году на улице Плеханова появился стационарный цирк на более чем 1400 мест.

Сегодня от старого здания осталась лишь груда камней. Проходя мимо, пензяки с грустью отворачиваются, ведь у многих с этим местом связаны самые счастливые воспоминания детства. Но, видя пустырь на месте радостного здания, люди начинают сомневаться, будет ли цирк возрожден.

Битковые аншлаги
— Конечно, будет! — говорит бывший директор цирка (с 1969 по 2006 годы), заслуженный работник культуры РФ Николай Жидков. — Оставить без него город — все равно что наплевать на свою историю.

Недавно Николай Александрович закончил книгу «Цирк — жизнь моя», в которую вошли рассказы о праздниках и буднях арены, о закулисной жизни артистов, легенды и анекдоты от Юрия Никулина.  
— Я заболел цирком еще в детстве, бегал на каждое представление, — рассказывает он. — Хорошо помню, как в 50-е годы выступления борцов собирали битковые, как говорят в цирке, аншлаги. Особой популярностью пользовался номер, в котором они вызывали на арену зрителей. Выходил какой-нибудь работяга и… укладывал могучего атлета на лопатки. Зал взрывался. Фокус заключался в том, что это был такой же борец. Незадолго до гастролей он устраивался работать на один из пензенских заводов и вместе с коллегами приходил на представление.

В нашем цирке начинали свою блестящую карьеру клоун Олег Попов и дрессировщица Тереза Дурова. Надо сказать, знаменитый коверный выступил неудачно и больше в Пензу не приезжал. Представительницу же знаменитой династии пензяки вознесли на пьедестал. Номер дебютантки отсматривала специальная комиссия и уже готова была его «зарубить», как в кабинет, где шло обсуждение, вломились зрители и отстояли артистку. Всю последующую жизнь Тереза Дурова называла Пензу своей второй  родиной. В 2003 году Пензенскому цирку было присвоено ее имя.

Судьба-индейка
— Когда мне говорят: «Ах, как жаль старый цирк», я отвечаю: «Он не стоит сожалений», — продолжает Николай Александрович. — Проект был неудачным: за основу взяли симферопольский летний цирк. Здание было рассчитано только на теплый период, так что зимой зрителям приходилось сидеть на представлениях в валенках и шубах.

Став директором, Жидков начал с утепления помещений. Думая о будущем, не позволил отнять землю вокруг цирка, иначе сегодня новое здание просто негде было бы строить. Помогали и поддерживали его тогдашний председатель горисполкома Александр Щербаков, а потом мэр Пензы Александр Калашников.
Жидков приглашал в Пензу лучшие коллективы страны, проявляя себя, как сейчас бы сказали, грамотным менеджером. Придумывал оригинальные аттракционы.

Результаты не заставили себя ждать: наш цирк вошел в десятку лучших (всего в стране на тот момент их было 70), в 1973 году был удостоен ордена «Знак Почета».
— С первых дней своей работы директором я думал о реконструкции цирка, даже заказал проект, — вспоминает Николай Александрович. — Кстати, предусмотрел музей — у меня хранилось много архивных материалов, фото- и кинодокументов. В будущем видел себя его директором и экскурсоводом. Но в 2006 году вообще был вынужден уйти после 37 лет службы в цирке…

В этих словах Жидкова слышатся боль и обида. Дело в том, что о нем, как, впрочем, и о многих заслуженных людях, вышедших на пенсию, забыли. В цирк не приглашают, не позвали даже на обсуждение проекта нового здания.

По странам и континентам
Будучи членом правления «Союзгосцирка», Жидков в течение многих лет возглавлял цирковые коллективы во время гастролей по зарубежным странам. В поездках судьба сводила его со многими известными артистами — канатоходцем Владимиром Волжанским, силовым жонглером Валентином Дикулем (впоследствии автором уникальной методики лечения больных со спинно-мозговыми травмами), знаменитым клоуном Юрием Никулиным. Впечатлениями об этих людях и поездках Жидков щедро поделился в книге.

Первой страной, которую он посетил, была Бразилия. Пребывание в ней запомнилось на всю жизнь. Вот как описал он один из эпизодов:
«В Рио-де-Жанейро вокруг дворца спорта, где проходили наши гастроли, бродили толпы бездомных детей. На спектакль они попасть не могли: билеты по 6 — 8 долларов им были не по карману. Нам же очень хотелось порадовать именно этих мальчишек и девчонок. Родилась идея благотворительного концерта. Весь коллектив — «за».

На многих цирковых представлениях довелось мне побывать, но забыть атмосферу того дня не могу. Двадцать тысяч пар детских рук не скупились на аплодисменты. Двадцать тысяч пар восхищенных глаз безотрывно следили за отточенным мастерством наших артистов. Только ради этого стоило приехать в Бразилию».

Запомнились Жидкову и гастроли во Франции, где он познакомился с Жаном-Полем Бельмондо, Жаком Шираком (будущим президентом Франции), а с Мариной Влади даже довелось потанцевать. Незабываемой стала и поездка в Австралию, где ему присвоили звание почетного гражданина города Оранж-Сити. Во время гастролей он открыл детскую цирковую школу, российские артисты вели в ней занятия. Жидкову предложили остаться. «Я без очередей жить не могу», — смеясь, ответил он.

«Ой, рожу от смеха!»
Немало интересных историй, курьезных случаев происходило и на родном манеже. Николай Александрович включил многие из них в свою книгу:
«В тот вечер в цирке был аншлаг, и я решил остаться до конца представления. Зазвонил телефон. Снимаю трубку:
— Николай Александрович, «скорую» мы уже вызвали.

Цирковое представление — всегда риск, поэтому обязательно присутствует наш врач, чтобы без промедления оказать первую помощь.
— Что случилось? — спрашиваю. — Кто пострадал? Почему сразу не сообщили?
— Никто, рожает одна из зрительниц.

Как мне пояснили позднее, во время выступления коверных женщина так насмеялась, что начались схватки. Ее вывели в дежурку, вызвали «скорую». Медики из роддома немного запоздали. Роды приняли наш врач и старший контролер Галина Носова».

А вот еще одна история:
«Директор фабрики индивидуального пошива одежды стояла вполоборота к рабочему столу, оживленно убеждая неведомую мне Эллу:
— Выручай, Эллочка, — говорила она в трубку. — Привязался какой-то телефонный хулиган. Интересуется, не можем ли мы сшить валенки для слонихи. Раз пять за полчаса звонил. Послала его на всю катушку. Как бы установить номер этого типа?..
— Не надо номера, — произнес я. — Хулиган — вот он, перед вами…».

В планах Николая Жидкова написать продолжение книги, в котором он опишет всю историю Пензенского цирка. Сейчас же он ищет средства на издание первого тома, ведь на пенсию сделать это проблематично. Надежда только на спонсоров.

— Каждый, кому в детстве довелось побывать хотя бы на одном представлении, не может остаться безразличным к этому искусству сильных и ловких людей, щедрых душевно и беспредельно любящих свое дело, — говорит Николай Александрович. — Как сказал великий Никулин, «цирк не любить — все равно, что детей не любить». Это искусство — вечно.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное