Если «включить» смекалку

Если «включить» смекалку

Президентский денежный грант позволил пензенскому хирургу помогать пациентам с ожогами пищевода по новой, зарубежной методике.
В других регионах об этом пока только мечтают.

Роковая ошибка
Ожог пищевода — не редкость. Ежегодно в областную клиническую больницу имени Бурденко поступает примерно 120 человек с таким диагнозом. Все они выпивают раствор кислоты (серной, соляной, уксусной и т.п.) — по ошибке или намеренно, чтобы свести счеты с жизнью.

После такой травмы на стенках пищевода образуются рубцы, которые сужают проход и не позволяет человеку питаться как обычно. Теперь в его рацион могут входить только протертые супы и каши. Нельзя ни хлеба, ни фруктов...
Если не лечить последствия ожога, человеку грозит истощение. 

У хирургического отделения областной больницы — более чем полувековой опыт лечения больных с подобной патологией. Врачи всегда пытались найти способы, которые могут минимизировать травмы после ожога и вернуть человека к нормальной жизни. Доктора применяли известную методику бужирования (в пищевод на несколько минут вставляется трубка, которая расширяет его стенки), проводили операции, а в 90-х годах стали применять самодельные стенты (полая трубка из полихлорвинила, которая вставлялась в пищевод на год — авт.).

— Мы стремились к тому, чтобы после лечения пациенты забывали о своей проблеме, —  говорит врач-хирург высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук Александр Климашевич. — И искали способ, как помочь им. 

Искусственный интеллект
За несколько месяцев Климашевич и его коллеги проанализировали почти 500 историй болезни пациентов, которые поступали в отделение с ожогами пищевода. И выявили неблагоприятные факторы, которые приводят к появлению постоянных рубцов. Пациентам, у которых наблюдались эти факторы, начали применять лечение на этапе формирования рубца — для профилактики.

—  А потом пошли еще дальше — создали так называемый «искусственный интеллект», — рассказывает Александр Владимирович. — Эта таблица, которая состоит из 26 параметров. «Работает» она так: туда заносятся все данные человека (когда поступил, через сколько времени оказана помощь, что было сделано, объем выпитой жидкости и т.п.). А потом автоматически выдается результат — процент благоприятного и неблагоприятного прогнозов течения болезни.

Отличный результат
В 2006 году в Чехии начали выпускать так называемые рассасывающиеся коллагеновые нитиноловые стенты. Это полые трубки, которые устанавливаются в пищевод: они сохраняют каркас несколько месяцев, а потом сами растворяются. Но главный плюс — они полностью раскрывают пищевод.

Климашевич понял: людям с «неблагоприятным прогнозом» они просто необходимы. Поэтому на все средства гранта (миллион двести тысяч рублей) доктор закупил ноу-хау европейцев.

В России работу с подобными стентами Климашевич начал первым: в других регионах сегодня об изобретении чехов только начинают узнавать. Разработка не стала панацеей: полное излечение пензенский доктор наблюдает у двух третей пациентов. Но и это — фантастический результат. Потому что еще год назад все эти люди были обречены на ежемесячное и очень болезненное лечение.

О своей работе Климашевич регулярно рассказывает на всероссийских научных конференциях и публикует статьи в журналах, которые рецензирует Высшая аттестационная комиссия.
Интерес к исследованиям пензенских специалистов проявляют не только коллеги из других регионов, но даже сами производители стентов. Это направление в медицине настолько новое, что, выпустив свое изобретение, чехи практически не дали никаких рекомендаций по его использованию. 

Кстати, сейчас руководство областной больницы работает над тем, чтобы установка нитиноловых стентов и дальше оставалась для пациентов бесплатной. Возможно, она будет оформляться как квота на высокотехнологичную медицинскую помощь.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное