Бумага против «цифры»: кто кого?
– Анатолий Викторович, в последнее время много говорят о стагнации печатных СМИ. Их активно вытесняют с рынка не только телевидение и Интернет, но и популярные социальные сети и мессенджеры. С тех пор как чиновники стали активно их использовать, газеты утратили свою главную функцию – быть каналом связи между государством и обществом. Какими вы видите пути развития печатных СМИ в условиях конкуренции с электронными площадками? Или бумаге бесполезно соревноваться с «цифрой»?
– Не могу с вами согласиться по поводу стагнации. Недавно на одном из всероссийских совещаний было заявлено, что тиражи печатных изданий в крупных городах-миллионниках начали расти. Причем объяснения этому явлению никто не дал. На мой взгляд, феномен объясняется тем, что, попав в огромный поток противоречивой информации, льющийся из Интернета, общество наконец осознало, что достоверные и проверенные факты публикуют только газеты. Это неудивительно. Ведь за публикацию непроверенных данных или оскорбление чести и достоинства газетчики, в отличие от блогеров, тут же попадут под суд или нарвутся на штраф. Это гарантия того, что озвученные в прессе факты – достоверные. К тому же люди просто соскучились по качественной журналистике, по текстам, написанным на хорошем русском языке. Это все сохранилось только в печатной прессе. Соцсети и мессенджеры не только часто грешат против истины, но и имеют скудный словарный запас, общаются со своими читателями на языке Эллочки-людоедки. А ведь люди чувствуют подобное неуважение к себе.
– Кстати, чем объясняется неожиданное исчезновение бесплатных изданий, которые еще несколько лет назад наводняли почтовые ящики пензенцев?
– То, что век таких газет недолог, было очевидно с самого начала. Я называл их газетами-килерами, камикадзе. Они не только убивали тиражи местной периодики, но и подорвали розничную торговлю газетами, привели к закрытию киосков, разорили рекламный рынок и исчезли – туда им и дорога.
– В Пензе до сих пор не решена проблема с точками розничной продажи газет. Киоски, оставшиеся с советских времен, давно исчезли. Газетами в основном торгуют в супермаркетах наравне с продуктами питания. Разве это правильно?
– Понятно, что к старым форматам – киоску – уже не вернемся. Нужны современные высокотехнологичные конструкции. Если взять опыт столиц, то там, даже в метро, можно увидеть вендинговые аппараты по продаже газет и журналов. Для понимания: принцип работы у них такой же, как у автоматов по продаже напитков.
В 2016 году Департамент СМИ изучал опыт Москвы и Самары: современные раскладные киоски по продаже прессы и не только. Выглядят они вполне презентабельно и могли бы украсить областной центр. Вопрос: кто готов вложить средства в их приобретение?
– 12 июля вы участвовали во вручении дипломов выпускникам кафедры журналистики Пензенского госуниверситета. Какое впечатление произвели на вас молодые кадры?
– В этом году выпустились 19 человек, 17 из них – молодые женщины (8 окончили университет с красным дипломом). Но, общаясь, узнал, что практически мало кто собирается связывать свою жизнь именно с газетами. Причина – невысокая заработная плата в печатных изданиях и снижающийся престиж профессии газетчика. Поэтому кто-то продолжит образование, может, не по профилю, а кто-то будет пытаться пробиться на телевидение, где ты в одно мгновение становишься популярной и узнаваемой личностью. Однако уверен, что лет через пять-шесть любовь к перу у них победит и, столкнувшись с реальной жизнью, набив шишек, они все-таки осознают ценность профессии. Поэтому с надеждой ждем их у себя и будем вместе преодолевать те вызовы, которые существуют. Вместе. Потому как без молодежи ни одна проблема решиться не в состоянии.
– Как же вернуть привлекательность профессии газетчика?
– В первую очередь надо думать о повышении заработной платы журналистов. Средняя зарплата в редакциях газет составляет чуть более 27 тысяч рублей. Это мало. Многие главные редакторы, даже руководители госучреждений получают зарплату на уровне среднего медицинского персонала. Данный факт не умоляет другие профессии, но ответственность руководителя СМИ – это серьезная позиция, учитывая, как сейчас меняется законодательство в сфере массмедиа.
– Знаем, что власть поддерживает журналистов, организуя конкурсы на лучшие публикации. Расскажите, какой премиальный фонд ждет сотрудников СМИ в этом году.
– Во-первых, это губернаторские премии за лучшее освещение актуальных тем в средствах массовой информации Пензенской области. Распределяются они на конкурсной основе, всего таких премий 14, по семь – для журналистов печатных и электронных СМИ. Размер одной премии составляет 100 тысяч рублей.
Во-вторых, это конкурс в рамках регионального фестиваля СМИ «А мы из Пензы». В этом году на конкурс, который проводится в шести номинациях (отдельно для сотрудников печатных, электронных СМИ, работников областных и районных изданий), поступило 195 заявок. Отрадно, что 65 журналистских работ поданы в новую номинацию «Прифронтовая полоса», в которой оцениваются материалы об участниках специальной военной операции, о волонтерской помощи, оказываемой для нужд СВО и т. д. Всего по данной теме в этом году в пензенских СМИ вышло около 1650 публикаций. Лучшим из лучших будут выплачены премии размером от 10 до 25 тысяч рублей.
Автор: Ольга АЛЕКСЕЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и цены«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
Пензячка прошла в финал певческого конкурсаВ Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Студентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
В Спасске в детскую школу искусств завезли новое оборудование
Это стало возможно благодаря нацпроектуВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Даже отличный продукт не продаст себя без продвиженияБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Денис Коряжкин вошел в топ-10 российских руководителей направления по работе с МСП
Главный тренер Альберт Логинов покинул ХК «Дизель» после громкого поражения
Также из команды ушли Сергей Душкин и Константин Турукин