Александр Гезалов: «Клара Лучко перевернула мою жизнь»

Александр Гезалов: «Клара Лучко перевернула мою жизнь»

Известный публицист, общественный деятель на своей шкуре испытал прелести существования в детском доме.  

Впервые  я увидела Александра Гезалова в телевизионной передаче, посвященной памяти актрисы Клары Лучко. С искренней теплотой и любовью друг семьи Лучко вспоминал о Кларе Степановне, о ее доброте — в последние годы жизни она много занималась благотворительностью, помогала инвалидам, старикам-актерам, сиротам.

Все «прелести» детдомовских будней, Гезалов, кстати, знает не понаслышке. Он сам стал сиротой при живых родителях. Об этом он рассказал в автобиографической книге «Соленое детство» — пронзительной и страшной в своей откровенности.

Недавно я узнала, что Александр — частый гость в наших краях. Он как автор нескольких социальных проектов по адаптации воспитанников детских домов, периодически ездит по регионам.

Нам удалось пообщаться с известным публицистом во время его последнего визита в Пензу.

На пепелище семьи
— О том, что система детдомов себя изжила, в последние годы не говорит только ленивый. В России активно развиваются другие формы — усыновление, опека, приемные семьи,  патронат.
— Да, одни ребята из детского дома уходят новую семью, а их место занимают новые. Их, к сожалению, меньше не становится. Дети поступают в приюты, детские дома, больницы. Получается такой бесконечный круговорот.
Откуда берется «пополнение»? Из неблагополучных семей, где родители пьют, жестоко обращаются с детьми. Но ведь не всегда же родители были такими! Социальные сироты чаще всего поступают не из молодых семей, а из тех, где уже сложились некие устои, традиции. «Классический» сценарий: отец теряет привычную работу, поменять сферу деятельности боится, а рядом не находится никого, кто бы его поддержал. Мужчина замыкается в себе, начинает обвинять окружающих во всех своих бедах, запивает.

— А жена либо выгоняет его на улицу, либо начинает пить вместе с ним…
— В свою очередь, дети остро переживают такие метаморфозы и однажды убегают из дома. Перестают учиться, попадают в дурные компании. Отца с матерью несколько раз вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних, а затем лишают родительских прав. Из разрушенной семьи, судьба которой уже никого не интересует, дети поступают в приют, потом в детский дом — они становятся казенной собственностью, сиротами при живых родителях. Государство готово тратить миллиарды на сирот, но никак не на их отцов и матерей. Не так уж часто им предлагают переобучение, переподготовку, психологическую, юридическую помощь.

Я убежден в том, что пока мы будем равнодушно взирать, как здоровые семьи, нуждающиеся в поддержке, превращаются в кризисные, в России будут детские дома. Как отражение жизни. Нужна четкая системная государственная семейная политика.

Надо отдавать!
— Часто приходится слышать от некоторых патриотично настроенных граждан, что нельзя отдавать российских ребят на усыновление за границу. В частности, приводят в пример случаи гибели детей от рук усыновителей-американцев. Вспоминают Артема Савельева, которого приемная мать вернула в Россию, отправив одного самолетом через океан.
— Сейчас в США проживают свыше 60 тысяч усыновленных из России детей. За 15 лет были убиты или погибли по вине приемных родителей 17 детей из России. А на родине ежегодно фиксируется около 2000 (!) убийств родителями своих детей. Я уж не говорю о том, скольких приемных матерей и отцов вернули своих воспитанников обратно в детские дома!

Я убежден, что усыновление «на Запад» является спасением для тех ребят, кого никогда не возьмут в российскую семью. Ведь у нас так повелось, что усыновляют, в основном, младенцев, желательно с отменным здоровьем, с приличной наследственностью. А остальных куда? По мнению некоторых граждан, лучше пусть они обретаются в наших детдомах, откуда, выросшие без любви, выходят не приспособленными к реальной жизни и пополняют ряды маргиналов. Я знаю, о чем говорю. Когда-то нас, троих братьев Гезаловых, родители отдали в детдом – почему они это сделали, я до сих пор не могу понять. Бог им судья. Так вот, один мой брат за различные преступления отсидел в тюрьме 6 лет и погиб от наркотиков, другой провел в заключении 10 лет. Меня эта чаша миновала, слава Богу, но и я хлебнул на своем веку немало. Второго брата удалось вытянуть из пропасти. Сейчас у него есть семья, работа, жилье.

Кстати, из моих одноклассников до сорокалетия дожили только двое. Остальные спились, сгинули в колониях, кого-то перемолола криминальная мясорубка начала 90-х (бывшие детдомовцы – просто находка для бандитских структур). Казенное детство дает ребенку только один шанс, которым я и воспользовался – это шанс на чудо.

Просто Клара
— Вы получили образование, вышли в люди, у вас хорошая семья, трое детей. А когда вы созрели до того, чтобы начать заниматься делами милосердия? Я знаю, вы работаете и с сиротами, и с бомжами, и с осужденными…
— Меня на это благословила покойная Клара Степановна Лучко, замечательная актриса, которую вся страна обожала за созданный ею в фильме«Цыган» образ Клавдии Пухляковой. Мы познакомились с ней в конце 90-х, когда я работал в Петрозаводске выездным администратором госфилармонии, организовывал концерты с участием известных артистов. Однажды пригласил на гастроли Клару Степановну, сопровождал ее в поездках по Карелии. Она была очень душевным человеком, простым в общении. Как-то разговорились с ней, я рассказал ей о своем детдомовском прошлом. А она вдруг вздохнула и сказала: «Саша, ты занимаешься не своим делом. Ты должен помогать тем, кем сам был когда-то…»

Ее слова перевернули мою жизнь. Оставив работу администратора, я создал общественную организацию помощи сиротам. Тогда же написал «Соленое детство». Первое, что я сделал, когда сел за свой рабочий стол в только что отремонтированном офисе — позвонил Лучко. Обратился к ней по имени-отчеству, но она сказала: «Называйте меня просто Клара». Так началась наша дружба.

Когда я бывал в Москве по работе, то останавливался у нее на Котельнической набережной. Клара Степановна и ее муж Дмитрий Федорович Мамлеев внимательно слушали мои доклады об успехах и неудачах, давали советы. Мы дружили без малого десять лет, до самой кончины этой прекрасной женщины. Мне ее так не хватает....

Цитаты из книги «Соленое детство»
«Иногда даже сейчас ловлю себя на том, что ем как собака у будки: глотаю быстро, давлюсь кусками. Не умею есть. Зато я всеяден… Каша? Давай кашу. Компот? Согласен и на компот… Так легко потом детдомовцам на «зоне» – все равно, чем живот набить. Нас словно и готовили для такой жизни. И еще мы должны были быть признательны за «образование»…»

«3 декабря, в мой день рождения меня выгнали ночью на улицу: отправили искать 15 копеек. Я не знал, где достать эти несчастные копейки, и поэтому сел в сугроб недалеко от детского дома, решил — замерзну к чертовой матери»
 
Наша справка

Александр Самедович Гезалов (родился в 1968, в поселке Тума Рязанской области) — общественный деятель, публицист, председатель попечительского совета Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по республике Карелия, автор книги «Солёное детство».

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное