Построят ли в Пензе крематорий?

Построят ли в Пензе крематорий?

Для городов-миллионников кремация — привычное явление. В Пензе пока крематория нет

Место, где плачут

Последнее волеизъявление балерины Майи Плисецкой, пожелавшей быть кремированной в Германии и «развеянной над Россией», у многих вызвало недоумение.

Но, как ни печально, все мы смертны. Люди начали обсуждать в соцсетях, кто как хотел бы распорядиться своим телом, после того как душа отлетит в мир иной. Включились в дискуссию и пензенцы. Мнения высказывались противоположные: православные, естественно, выступали за соблюдение традиционного похоронного обряда. Атеисты — за кремацию.

— Не хочется думать о смерти, — признался предприниматель Дмитрий Якунин. — Но мне было бы легче знать, что мой прах развеют над морем с какой-нибудь живописной скалы. Не люблю кладбищ. Там мне становится жутко — с памятников на тебя смотрят фотографии покойников. Я бы не хотел, чтобы после моей смерти было место, на котором из-за меня плачут...

Но в Пензе крематориев нет. А случаи нетрадиционных похорон были. Три года назад прах известного пензенского журналиста Михаила Ивашина (редактора «Смоленской газеты», который начинал трудовой путь в пензенских СМИ) друзья развеяли над Сурой.

39-летний Ивашин поехал в Бельгию участвовать в ралли, по дороге домой решил завернуть в Прагу, где у него остановилось сердце. В Чехии его и кремировали.

Ритуально-обрядовый комплекс

Дебаты о необходимости организации в Пензе крематория ведутся не один год. Полтора года назад на сайте городской администрации появилось конкретное предложение для инвесторов.

«Растущие города России, в том числе и Пенза, не в состоянии постоянно выделять новые участки земли под классическое захоронение. Проблема усугубляется тем, что каждое кладбище в современном виде по сути дела является экологической «бомбой», активно загрязняющей в первую очередь источники пить­евой воды», — пишут на сайте пензенской мэрии.

По предложению властей в городе может появиться целый ритуально-обрядовый комплекс. В нем будут находиться залы для прощания с усопшими и выдачи урн с прахом покойных, стена скорби. Стоимость проекта — 25 миллионов рублей, срок окупаемости — 7,5 лет.

— За время после публикации объявления предложение заинтересовало только одного инвестора, — говорит вр.и.о. заместителя министра — начальника управления ЖКХ Пензенской области Андрей Палазник. — Город предложил конкретный участок, который инвестора не устроил. Других предложений пока не поступало. А вообще, Россия большая — места на всех хватит. Это в Москве вопрос с землей стоит остро, у нас пока нет. Кроме того, наш регион — православный, здесь традиции кремации просто не приняты.

Личное дело каждого

Христианские конфессии (католичество, протестантизм, православие и т.д.) относятся к кремации негативно. Ислам и иудаизм ее категорически отрицают. Впрочем, в особых обстоятельствах смягчение правил встречается даже в самых строгих религиях.

А в таких верованиях, как буддизм, индуизм, синтоизм, сжигание тел — традиционный способ погребения.

Что же до официальной позиции РПЦ, то она была озвучена всего несколько месяцев назад. Как раз после известия о последней воле Майи Плисецкой. В документе «О христианском погребении усопших» говорится: «учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле». Кремацию РПЦ считает «явлением нежелательным» и не одобряет ее. Вместе с тем церковь «может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего», если захоронение в земле не предусмотрено местным светским законодательством, связано с необходи­мостью транспортировать умершего на большие расстояния или невозможно по иным объективным причинам.

Что душе угодно?

— Восемь лет назад умер мой друг, — рассказывает пензенец Михаил Дедекин. — Саша был совсем молодым, но о возможной смерти позаботился заранее: сообщил родственникам, что не хотел бы обычных похорон — лучше кремация. Исполнить последнюю волю товарища взялись несколько человек: мы заверили у нотариуса разрешение отца Саши на кремацию и на машине повезли тело в Москву.

Через пару дней друзья получили прах с урной. А через несколько месяцев развеяли этот прах в Индии, над рекой Ганг.

— Саша был последователем древней индуистской традиции — гаудия-вайшнавизма, — продолжает Михаил. — Согласно ей кремация помогает душе освободиться от бренной оболочки и прийти к Богу.
Но Пенза не Индия. Сложно сказать, появится ли здесь крематорий. Но вот с чем точно стоит определиться каждому, так это со своей верой и убеждениями относительно этого вопроса и заранее сообщить об этом родст­венникам. Даже если кажется, что «все еще впереди».

Статистика

В настоящее время в России действует 15 крематориев в 12 городах: в Москве (здесь их 4), Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Челябинске и др.

В этих городах процент кремаций в общем числе погребений колеблется от 45 до 60%.

В Европе процесс кремирования распространен больше всего в Швеции, Дании, Великобритании и Чехии. В последней стране количест­во тех, кто воспользовался этим способом, равняется
95%.

Костер для Бобика

Полтора года назад в г. Заречном Пензенской области стали кремировать кошек и собак. Трупы домашних животных относятся к опасным биологическим отходам, для которых существует только один вид утилизации — кремация.

Труп животного нужно сдать в ветеринарную клинику на ул. Станционная, 100. После процедуры пепел зарывают в землю или отдают бывшим владельцам.

Цена вопроса — 20 рублей за 1 кг веса.

Дорогие читатели, а что вы думаете? Нужен ли Пензе крематорий и почему? Как вы относитесь к такому явлению, как кремация? Свое мнение вы можете высказать, позвонив по телефону 643-486 или отправив электронным письмом по адресу: pravdanews58@gmail.com.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER