Послевкусие сахара

Послевкусие сахара

Транспортировка сахарной свеклы дорого обходится жителям сел и деревень Земетчинского района.   

В Земетчино мы спросили у таксистов дорогу на село Усердино. Ответили нам вопросом на вопрос:
— А вы надеетесь туда проехать?!
Сами «шашечки» в Усердино заказы не берут. Но мы все равно до конца не прочувствовали ситуацию. Лишь на подъезде к сахарному заводу стало ясно, насколько все серьезно.

Навстречу шли и швартовались у заводской проходной огромные, словно океанские лайнеры, КАМАЗы с прицепами, груженые доверху сахарной свеклой. Рядом с ними легковушки проплывали ореховыми скорлупками.
Таким многотонникам разбить дорогу ничего не  стоит. И она разбита.  

25 матерей и бабушек из сел Усердино и Пешенское написали в редакцию, что дети, которых отвозят на школьном автобусе в районный центр на учебу, ежедневно подвергаются смертельному риску.
— Из-за плохой дороги школьный автобус идет около часа, а ведь расстояние только 18 километров, — жалуются люди. — Вывоз свеклы осуществляется непосредственно с грунтовой дороги, на асфальт выносятся тонны грязи, которая не убирается.   

В один из дождливых дней, когда дорожное полотно стало словно каток, родители просто не отпустили ребят в школу.
— Если сейчас не произвести хотя бы ямочный ремонт, наши села будут полностью отрезаны от районного центра!        

Жертвы урбанизации
Проблема эта с бородой. Дорога из Усердино в Земетчино капитально не ремонтировалась аж с 1974 года. Но до недавнего времени взрослые не переживали за жизнь детей, потому что в Усердино была школа.
Не так давно ее реорганизовали из основной в начальную, а в 2010 году, в связи с оптимизацией сети образовательных учреждений региона, закрыли совсем.

— А что делать? — вздыхает начальник районного отдела образования Наталья Кутырчева. — В 30-е годы в селе Усердино проживало до 2 тысяч человек, а сейчас, вместе с населением соседнего Пешенского, наберется немногим более 200. Понятно, что и детей стало гораздо меньше…  

Кому ремонтировать?
Между селами Усердино и Пешенское — полевой пункт приема сахарной свеклы. Отсюда тяжелая техника будет вывозить корнеплоды на завод даже зимой. По той самой единственной дороге...
Специалисты предприятия «Земетчинодорсервис» подсчитали: чтобы сделать новую трассу в щебеночном варианте, необходимо 30 миллионов рублей, а в асфальтовом — все 50.
У районных властей таких денег нет. Весь годовой бюджет поселка Земетчино, самого богатого населенного пункта в районе, — 23 миллиона.  

Было бы справедливо, если бы дорогу ремонтировал тот, кто ее разбивает.     
Но у виновника — местного предприятие «Союз-Агро» — своя правда.
— Много лет сельскохозяйственные предприятия лежали на боку, только-только начали вставать на ноги, — говорит заместитель директора Сергей Писарев. — Сегодня мы — крупнейшее предприятие в Пензенской области и по объемам производства, и по посевным площадям. Ежедневно, в круглосуточном режиме, вывозим на сахарный завод по 40-45 тонн свеклы.

— Мы понимаем, что доставляем неудобство жителям района, — продолжает Сергей Владимирович, — но использовать для перевозки менее мощные машины не можем — это существенное увеличение затрат. Совсем не работать? Тогда встанет крупнейшее производство района — сахарный завод, который мы обеспечиваем сырьем на 75 процентов.

По словам замдиректора, в этом году предприятие планирует получить прибыль около 20-30 миллионов рублей:
— Сами понимаете, это не та сумма, которая позволила бы полностью взять на себя заботы о ремонте. А кроме того наше предприятие существует всего восемь лет, тогда как дорога в аховом состоянии — уже почти сорок. Почему же мы одни  должны отвечать за все грехи разом?  

На все ямы не хватит  
Дорога находится на балансе Пензенской области. И по идее ремонтировать ее должны за счет регионального бюджета.
Но если бы одна Усердинская магистраль была разбита!..  
— Ежегодное разрушение межпоселенческих дорог во время уборочной страды из-за транспортировки сахарной свеклы стало очень серьезной проблемой для всех поселений в Пензенской области, по соседству с которыми свекла выращивается, — признают в региональном министерстве сельского хозяйства.
Так что у налогоплательщиков не хватит денег, чтобы исправить последствия хозяйственной деятельности ВСЕХ предприятий! А, главное, где гарантия, что отремонтированное полотно снова не придет в негодность из-за тяжелой техники?...   

В тот день до Усердино мы так и не добрались.
Наш водитель Сергей Викторович сказал, что если мы по этим колдобинам поедем, подвеска у редакционной машины полетит.

… И все же «Союз-Агро» привез из Иссинского района 500 тонн щебня на 0,5 миллиона рублей и на днях начал засыпать самые глубокие ямы. Правда, не по одному только Усердинскому направлению. Увы, этого явно недостаточно.

Резко высказалась местная мамочка, у которой 10 детей (ее младшие ездят на школьном автобусе в 9, 5, 4 и 2 класс, а самая маленькая пойдет в школу в следующем году):   
— Одну яму засыплют, а соседнюю, такую же глубокую, обойдут стороной.
Понятно, что в следующие годы проблема будет только усугубляться. И где выход, непонятно.

Пока же вся надежда на водителя автобуса, на то, что он не расслабится ни на секунду во время своего ежедневного «гигантского слалома» до Земетчино и обратно, что довезет детей в целости и сохранности.
К счастью, по словам начальника Земетчинской ГИБДД Сергея Романушкина, за год никаких аварий и происшествий на этой дороге не случилось.     

КСТАТИ
Трудно, но надо  
Некоторое время назад в Земетчинском районе существовал внебюджетный  фонд, распорядителем которого выступали власти Земетчинского района.
«Союз-Агро» платил с каждой сданной на сахарный завод тонны 100 рублей, а сахарный завод — 150 рублей за каждую принятую тонну.

Правда, у фонда не было попечительского совета, так что говорили о его непрозрачности. Но на эти деньги выполнялись многие социальные проекты, в том числе и по ремонту дорог.
— К сожалению сейчас его не существует, а жаль, мне кажется, что идея была правильная, — считает Сергей Писарев.

В министерстве сельского хозяйства ссылаются на опыт Каменского района.
— Там собственник сахарного завода ежегодно проводит покрытие подъездных полевых дорог и восстановительный ямочный ремонт асфальтового покрытия щебнем, — говорит министр сельского хозяйства Иван Фирюлин. — Как ни сложно производителям и переработчикам находить в своем бюджете средства на подобные цели, это надо делать. 

Автор: фото автора

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное