Недовольство пензенцев работой «Горводоканала» приближается к точке кипения

До call-центра не дозвониться, приезда аварийных бригад приходится ждать неделями

Недовольство пензенцев работой «Горводоканала» приближается к точке кипения

Прошлая неделя почти для половины жителей Пензы ознаменовалась суточным сидением без воды, так как на насосной станции «Сурский водозабор» велась замена запорной арматуры. 

Люди не жаловались. Они понимали, что это делается для их же удобства, чтобы в случае возникновения аварийной ситуации под отключение попало как можно меньше домов. Предупредили об этом заранее через все СМИ и завершили работы более-менее вовремя. 

Почему же вот так четко, открыто и с уважением к абонентам не действовать постоянно? Ведь только в течение этого лета возникало множество моментов, когда работа сотрудников «Горводоканал» (ГВК) приводила не просто к недовольству, а к открытому возмущению пензенцев.

Стало только хуже

Работа поставщиков холодной воды в Пензе и раньше вызывала вопросы, но после того, как в 2019 году во главе компании встал Юрий Ильин, ситуация с сетями водоснабжения и канализации стала стремительно приближаться к критической. Порывы и аварии в 2021-м происходят почти каждый день. Только на прошлой неделе в Пензе зафиксировано 140 (!) утечек. 

Люди жалуются: до call-центра не дозвониться, приезда аварийных бригад приходится ждать не днями, а неделями, а в ответ на жалобы абонентам частенько хамят. 

В июле 2021 года врио губернатора Олег Мельниченко проводил прямую линию по вопросам водоснабжения в Пензенской области. Отдельный блок вопросов, поступивших ему, касался работы ООО «Горводоканал». 

Олег Владимирович подчеркнул, что в областном центре жители платят достаточно большой взнос за воду и эти деньги надо направлять на реконструкцию инфраструктуры, большая часть которой доведена до аварийного состояния.

В этом году под замену попало порядка 4,5 км сетей и ремонтные работы, конечно, отразились на водоснабжении: летом жители города часто оставались без воды, так как происходило пере- и подключение труб. Опять же, люди готовы были терпеть неудобства, понимая, что это инвестиции в будущее. Да вот только отключения частенько происходили без предупреждения, никто не успевал запастись водой. 

— В середине июля мы с семьей четыре дня не могли ни помыться, ни постирать, ни приготовить пищу. И все это происходило в 35-градусную жару и в разгар третьей волны коронавируса, — рассказывает Ольга Морозова, проживающая на улице Тамбовской. 

Олег Мельниченко жестко обозначил свою позицию по этому поводу: 

— Я требую, чтобы горожан вовремя предупреждали об отключениях и указывали, на какой период, а лучше — старались вести работы без отключений и в максимально сжатые сроки. Грубое, небрежное отношение к людям недопустимо. 

Срочный вызов? Не спешим...

А вот в ГВК, похоже, считают, что очень даже допустимо. 

«Около дома (ул. Металлистов) по улице течет вода, две недели ждем, когда приедет Горводоканал. Прыгаем из подъезда по дощечкам». 
«В доме № 7по ул. Ленинградской прорвалась канализация; ежедневно управляющая компания оставляла заявку, а из Горводоканала приехали только через десять дней. Представляете, что в доме творится?».

«Два с лишним месяца ждали приезда ремонтников (2-й проезд Чаадаева, 9). Сначала провалился люк на трубах ХВС. Звонил, звонил, ответ один — ждите. Затем прорвало трубу в этом же колодце. Опять звоню. В ответ: «У нас все на контроле». 2 августа приехали, забили деревяшку — и все. Чтобы отремонтировать колодец, нужно вызывать другую бригаду… За что мы платим деньги?». 

«По ул. Коннозаводской (дома № 47, 49, 51, 53, 55) с ранней весны течет вода из многочисленных прорывов на сети. Затопило подъездную дорогу, подмывает фундамент домов, несколько раз прорывало канализацию прямо на детской площадке! Горводоканал заявки игнорирует, не приезжает месяцами на вызовы. В последний раз была ремонтная бригада 2 сентября и ликвидировала только одну из трех протечек у дома №51. Перекопали выезд из квартала, дорога до сего дня не восстановлена — там яма, засыпанная щебнем. К нам не проедет ни скорая, ни пожарная. Испорчены все дороги и газоны у пяти домов. Вода утекает в Ахунский лес и превращает его в болото».

mosk.jpg
«На ул. Ульяновской, 2, течет канализация. Из Горводоканала приехали (без инструментов), открыли колодец, закрыли и уехали. Мы уже задыхаемся от канализационного запаха».

Это лишь малая часть жалоб на Горводоканал, которые этим летом приходили в аккаунты в соцсетях врио губернатора Олега Мельниченко, мэра города Андрея Лузгина, к нам в редакцию, в прокуратуру, Госжилстройтехинспекцию и в другие инстанции. 

Деньги утекают вместе с водой 

В 2019 году вступили в силу требования по организации аварийно-диспетчерского обслуживания многоквартирных домов. Согласно им на восстановление холодного водоснабжения отводится максимум 24 часа, на прочистку канализации — 8 часов и т.д. 

Понятно, что иногда аварии бывают такие, что в регламент не уложишься, но в случае поступления заявки аварийные бригады должны выезжать по адресу как можно скорее и ликвидировать проблему в течение нескольких часов. 

Это, кстати, в интересах самого поставщика ресурса. Ведь те же порывы на сетях, например, чреваты подмытием грунта, увеличением объема работ по последующему благоустройству. Да и в том, что из трубы хлещет подготовленная вода, тоже мало хорошего — это деньги, утекающие сквозь пальцы. 
В Пензенском ГВК этого, похоже, не принимают в расчет. Предписание устранить утечки на проспекте Строителей (около ТЦ «Олимп»), что уже стало городским мемом, висит с 15 июля, а содержимое городской канализации все льется и льется на дорогу.

Провалы на пр. Строителей улице в народе называют «порталами в ад». Напомним, что на оживленной транспортной магистрали около 10 раз проваливался грунт из-за неисправности канализационного коллектора. Начиная с весны тут постоянно стоят ограждающие конструкции, автомобилисты боятся ездить по крайней правой полосе. В конце августа в трех местах забили канализационные фонтаны. На аварийный участок выходят окна жилых домов и IT-колледжа. Представляете, какие запахи витают в квартирах и учебных аудиториях?

Или вспомним одну из крупных аварий прошлого лета: 20 июля в многоквартирном доме на улице Терновского началась утечка воды. Она хлестала из прорванной трубы несколько дней. В итоге под отключение на шесть дней попала треть Терновки. А кардинальные меры были приняты компанией, только когда провалился подмытый асфальт вместе с припаркованным в том месте автомобилем. 

Ремонт труб ХВС на улице Московской затягивается. Люди жалуются на неудобства. «Приезжайте на Московскую, 22, — написала в редакцию «Пензенской правды» пенсионерка Татьяна Колобкова, — покажете, как мне на работу ходить. Тут полно пожилых людей живет. Вырыли яму перед аркой, бросили мокрые доски, даже без перекладин, под углом таким, что не заберешься, и хамят еще. А дальше — грязь по колено. Нам что, дома до 15 декабря сидеть? Обещали, что неудобств не будем испытывать, что все будет поэтапно проходить, а в итоге все разрыли и ходите, как хотите».

Сэкономили на кадрах?

Одна из причин такого положения дел — нехватка кадров в компании. Сотрудники линейных ремонтных бригад ГВК перегружены и не раз давали понять, что не могут разорваться… В результате все аварии устраняются по мере освобождения бригад, а это может случиться и через неделю, и через месяц.

Пенза — не очень крупный город. Во время подготовки материала знакомая дала мне контакты бывшего сотрудника ГВК, который рассказал, чему был свидетелем. 

— Когда пост руководителя занял Ильин, он значительно сократил количество рабочих специальностей (аварийная служба, инспекторы, операторы), — рассказал Иван Крамаров (имя изменено). — Это сразу сказалось на скорости выезда бригад и локализации аварий. В 2020 году в call-центре на юридическом направлении осталась одна женщина. А когда она заболела, целый месяц линия не работала вообще. 

Видимо, сокращая ремонтников, Юрий Ильин хотел сэкономить на заработной плате. 

Надо отметить, что руководитель Пензенского ГВК, по словам тех, кто бывал у него на приемах, ведет себя, мягко говоря, высокомерно. И недочеты в работе организации валит на предшественников, на состояние инженерных сетей и большую загруженность. На официальные запросы и жалобы люди получают отписки. 

В итоге претензии к руководству компании накопились и у рядовых жителей, и у управдомов, и у предпринимателей, которым выставляют огромные счета за вред, наносимый окружающей среде. 

Один из председателей ТСЖ в микрорайоне ГПЗ-24 рассказал, как летом добивался от Горводоканала перерасчета платы за водоснабжение.

— По закону перерасчет должны делать при отсутствии воды более четырех часов подряд или более восьми часов в месяц. В июне было и то, и другое. Но в компании отказались возвращать деньги, заявив, что воды не было менее четырех часов. Я ничего не смог доказать им. 

Еще одна проблема заключается в том, что ГВК пытается спихнуть часть водных магистралей на баланс домов. По этому поводу многие управляющие компании и ТСЖ с ним ведут настоящие «бумажные» войны. ГВК разграничивает техническую ответственность за трубы так, как ему удобно. 

Нет рычагов влияния?

В городе сложилась ситуация, когда никто не может заставить поставщика ресурса нормально работать. 

Так как за бесперебойное обеспечение коммунальными ресурсами отвечают органы местного самоуправления, логично, что люди обращаются за помощью в мэрию или к депутатам Пензенской городской думы. 

На один из редакционных запросов в мэрию, касавшийся долгого отсутствия воды в одном из МКД Пензы, в августе пришел такой ответ: «ООО «Горводоканал» хоть и является гарантирующей организацией, тем не менее, не является структурным подразделением администрации города Пензы. И по поводу нарушения сроков устранения аварийных ситуаций следует обращаться в Госжилстройтехинспекцию».

На прошлой неделе глава Пензы Владимир Мутовкин пояснил  суть проблемы: 

— В настоящее время возможность влияния на работу горводоканала со стороны власти практически нивелирована. У мэрии 49 процентов акций в данном акционерном обществе, и если раньше это позволяло нам участвовать в решении важных для компании вопросов (они принимались при наличии 2/3 голосов), то в последние год-два устав был изменен таким образом, что для принятия решения достаточно большинства голосов (то есть согласия частного лица, у которого 51 процент акций). По поводу правомерности внесения подобных изменений в устав ГВК Следственным комитетом области возбуждено уголовное дело. Мы будем исправлять ситуацию.

str.jpg
Не исключаю, что в ближайшее время будет поставлен вопрос о возврате сетей водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность. 
На этой неделе должна состояться встреча руководства ГВК, представителей исполнительной власти, городских служб, на которой планируется обсудить самые больные вопросы отрасли и по итогам решить, как быть дальше.

Надо принимать меры

Стоит отметить, что в последнее время недоработки ГВК обсуждают на разных уровнях власти. В сентябре сотрудники прокуратуры вместе с представителем Ростехнадзора провели проверку в ООО «Горводоканал». Выяснилось, что не было проведено комплексное обследование состояния опасных объектов, которые связаны с обращением хлора и хлорсодержащих средств. 

Кроме того, не проводилась периодическая выборочная ревизия трубопроводов хлора и частично отсутствовала защита от нерегламентированных механических, тепловых и коррозионных воздействий.

По итогам проверки было возбуждено административное дело. Инженер очистных сооружений оштрафован на 20 тысяч руб­лей, а руководителю предписано исправить недочеты.

Справка «ПП»

ООО «Горводоканал» является гарантирующим поставщиком, то есть по договору с администрацией Пензы осуществляет централизованное холодное водоснабжение и водоотведение в городе. На обслуживании предприятия находятся более 860 км сетей водоснабжения и 540 км сетей водоотведения.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER