Не стыдно будет посмотреть Пензе в лицо?

Не стыдно будет посмотреть Пензе в лицо?

Как не допустить архитектурных просчетов, которыми в городе были «богаты» последние десятилетия

Люди, которые не были в Пензе довольно давно, наведавшись на малую родину, удивляются: многое изменилось. Как грибы после дождя выросли многочисленные новостройки — жилые дома, торговые и офисные центры...

Стал ли город удобнее для жизни? Возможно. Но далеко не все архитектурные решения можно назвать удачными. Особенно бросается в глаза смешение стилей в историческом центре Пензы. Как не повторить в будущем прежних ошибок и сохранить то, что имеем? Об этом мы поговорили с главным архитектором Пензы Зуфаром Зиятдиновым.

Нашли и потеряли

— Зуфар Закиевич, как вы относитесь к современной застройке Пензы? Многие считают, что город теряет свою индивидуальность.
— Однозначно ответить сложно. Где-то теряет, а где-то – находит. Например, возрождение Спасского собора — несомненный успех. Сооружение завершило архитектурный ансамбль улицы Московской. Удачной стала реконструкция Губернаторского дома и здания управления образования.

Я вижу плюсы и в застройке Западной поляны. Еще недавно ее окраина была малопривлекательной территорией, прилегающей к лесу, а по сути – свалкой. Сейчас микрорайон приобретает современный вид, насыщается и его инфраструктура.

Но не буду отрицать, что город действительно во многом потерял свою индивидуальность. И главным образом это касается его исторической части. Но, к счастью, нам есть что сохранять и теперь сделать это будет проще. В октябре 2016 года вступили в силу дополнения к закону об объектах культурного наследия. Они четко определяют защитные зоны вокруг объектов культурного наследия. В этих зонах застройка запрещена.

Более того, совместно с Департаментом градостроительства и архитектуры Пензенской области мы готовим документ, который ограничит параметры застройки в центре города. Буквально по каждому кварталу будет определено, что можно здесь строить, а что нет, причем  с указанием этажности.

— Разве до введения поправок любой застройщик мог построить в центре все что угодно?
— Конечно, нет. Есть генеральный план города, правила землепользования и застройки, где определены функциональные зоны каждого участка. (Такое планирование можно условно назвать «генеральной линией», а новые правила регламентированы более жестко. — Авт.).

Ошибка за ошибкой

— И все-таки строительный бум последнего десятилетия не прошел для Пензы бесследно. Какие здания совершенно не вписались в архитектуру существующих микрорайонов?
— Многие здания, «выросшие» в центральной части города за последние десятилетия. Они сделаны вне контекста. Это архитектура с постсоветскими отголосками: «коробка» с некими украшательствами. А началось все с домов, один из которых в народе известен как «Малышок» (расположен на ул. Московской, напротив часов «Кукушка»), другой — с бывшим магазином  «Снежок». Их появление было серьезной градостроительной ошибкой. Здания вторглись в малоэтажный центр как слон в посудную лавку.

— А что скажете о строительстве здания по соседству с «Малышком», за бывшим магазином «Снежок»? Горожане, мягко говоря, не в восторге от его появления. В соцсетях идут бурные дискуссии.
— Оно, конечно же, испортит городской пейзаж. Но, к сожалению, разрешение на строительство было выдано несколько лет назад, до вступления в силу поправок в закон, про которые я уже говорил.
Сейчас подобное не пропустит градостроительный совет. Есть ряд примеров, когда были отклонены похожие попытки. Все мы знаем Дом профсоюзов в самом сердце города, на улице Советской.

Недавно предприниматель пытался получить разрешение на возведение восьмиэтажного пристроя к нему. Согласно проекту фасад здания выходил на Соборную площадь. Градостроительный совет единогласно выступил против. Ну совсем не вписывалась новостройка в этот исторический уголок!

Другой пример — улица Ключевского. Существует проектное предложение по организации улицы, которое запрещает любую высотную застройку этой территории. Нельзя разрушать сложившуюся уникальную среду. Хотя начало улицы уже подпорчено: не на своем месте ДВС «Сура» и расположенная рядом 19-этажка. Все эти объекты неплохи сами по себе, но были бы куда уместнее в других микрорайонах.

Выйти за границы

— Есть ли сегодня у руководства города четкая стратегия развития городских территорий? Как будут в дальнейшем расширяться границы города?
— С приходом нового руководства области многое поменялось. Во-первых, выстроена новая вертикаль управления градостроительством и принятия решений — они носят коллегиальный характер. Кроме того, разрабатывается стратегия развития Пензенской области в общем и Пензы в част­ности. За последние годы город вытянулся с северо-запада на юго-восток. Если тенденция сохранится, то появятся серьезные транспортные проблемы. Поэтому город будет расширяться в сторону микрорайона Тепличный, ул. Бийской, Арбекова и Спутника.

— Как долго Пензе нести бремя «точечных застроек»? Ведь некоторые здания, будучи буквально втиснутыми в определенный квадрат свободной земли, уродуют город. Естественно, ни о каком комфорте, детских площадках, озеленении при таком подходе речи не идет…  
— Правильнее всего, конечно, когда город застраивается кварталами и микрорайонами. Только так можно грамотно просчитать, сколько нужно парковочных мест, детских площадок, скверов, детских садов, где расположить школу, новую поликлинику, насколько увеличится транспортный поток и т.д.

При точечной застройке даже вопрос проведения коммуникаций усложняет ситуацию. Старые трубы рассчитаны на определенное количество зданий. Но после проверочных работ становится понятно, что все системы нужно менять, потому что они не выдержат нагрузки.

— Раньше считалось престижным жить в центре города. Чтобы до работы добираться недалеко, набережная и фонтан в двух шагах от дома...
— В последнее время многие люди по-другому расставляют приоритеты. Общемировая тенденция последних лет – это субурбанизация. Пензенцы все активнее строят дома в близлежащих к городу селах. Обратите внимание, в радиусе 20–30 км от Пензы растут коттеджные поселки: в Шемышейке, Засечном, Куриловке, Лебедевке, Воскресеновке, Золотаревке, Мастиновке, на Светлой поляне, в Богословке. Здесь появились целые улицы из новых добротных домов. До 5 процентов пензенцев сделали выбор в пользу загородного жилья. Это очень большая доля
для 500-тысячного города.

— С чем же это связано?
— Плюсы жизни за городом постепенно превалируют над плюсами жизни в городе. Доступность медицины, образования, культурных и спортивных объектов не проблема, если у тебя есть личный автомобиль. Да и многие маршруты общественного транспорта продлены. Во многом этого удалось добиться благодаря качеству дорог.

Ведь что произошло за последние 10 лет? Реконструировано, построено и капитально отремонтировано большое количество магистралей, появились современные развязки, увеличилась пропускная способность дорог. Из Золотаревки или Арбекова в центр Пензы на машине можно добраться за 25–30 минут.

Средняя скорость передвижения выросла с 19–23 км в час до 35–39 км в час. А один из градостроительных законов гласит: приращение скорости передвижения дает приращение территории. Что мы и получаем. Людям стало комфортно жить за городом и ездить в центр по делам. Поэтому Пенза постепенно выходит за свои административные границы.

Право на комфортную Пензу

— Отовсюду только и слышно, что главная задача архитекторов и застройщиков — сделать город удобным для жизни. Пенза удобна в архитектурном плане?
— Сложно дать такую оценку. Но я думаю, что если люди не уезжают, если хотят здесь жить, то город удобен.

Чтобы быть удобным, город должен идти в ногу со временем, развиваться.

Есть известная формула развития: «труд – быт – отдых». Что это означает? Во-первых, людям нужны рабочие места и достойная зарплата, чтобы содержать семью. Во-вторых, каждому нужно достойное жилье. Совсем не такое, которое строят сейчас. Я говорю про так называемые квартиры-студии общей площадью 18–25 квадратных метров. О каком решении демографической проблемы может идти речь в таком жилище? В последние годы советского периода однокомнатные квартиры предписывалось строить площадью не менее 30 квадратных метров. Причем с каждым десятилетием типовые однушки становились больше. Если бы тенденция сохранилась, то сейчас средняя однокомнатная квартира имела бы площадь не менее 50 квадратных метров. Эти цифры утверждались на государственном уровне. Сейчас строят то, что быстрее раскупают, все зависит от экономики. Поэтому 27-метровые «хоромы» на семью в Пензе не редкость.

Третий параметр — место для отдыха. Люди хотят ходить в спортзалы, бассейны, кафе, иметь возможность прогуляться в парке рядом с домом. Об этом тоже надо думать при планировании микрорайонов.

— Есть ли у главного архитектора города любимый уголок в Пензе и любимое здание?
— Вообще, мне нравится вся Пенза. Особенно когда приезжаю из дальней командировки: накатывает ощущение счастья от встречи с родным городом. Я люблю гулять в парке Белинского. Шикарное место! Мне нравится набережная, несмотря на то что она находится не в самом лучшем состоянии. Но она мила сердцу. Нравится отрезок ул. Горького от Подвесного моста. Мы привыкли к нему и не замечаем его. Между тем, если идти от него к ул. Московской, можно заметить сложившийся архитектурный ансамбль. Нравится улица Москов­ская с прекрасной перспективой на Спасский собор. И старые дворы, созданные в советское время. Они просторные, здесь выросли деревья, и стало как в лесу.

— А какой вы видите Пензу будущего?
— Городом, где люди хотят жить! Пенза будет прирастать за счет агломерации – пригородные населенные пункты постепенно сольются с городскими окраинами.

Уважаемые жители, какие здания областного центра, на ваш взгляд, стали неудачной задумкой архитекторов? Свои мнения присылайте в письмах на info@pravda-news.ru
или высказывайте по телефону 8 (8412) 643-481.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное