Малые города: дефицит роста

Малые города: дефицит роста

Жители малых городов региона не имеют возможности купить комфортную новую квартиру там, где родились. Зато как на дрожжах растет пензенская агломерация...

То густо, то пусто

Резонансная информация была обнародована Общероссийским народным фронтом и Рейтинговым агентством строительного комплекса (РАСК).

Жители более половины российских городов не могут воспользоваться льготной ипотекой под 6,5 процента. А все потому, что в этих городах нет нового жилья (по условиям программы, квартира должна быть приобретена в новостройке).

Весь объем строительства в стране приходится на 300 городов покрупнее. А в оставшихся 800 профессиональными застройщиками не возводится ни одного квадратного метра жилья!

Есть даже целые «нулевые» регионы. Это в основном окраины — Ненецкий, Чукотский автономные округа, Магаданская область и другие, в которых, однако, живут 1,2 миллиона человек. 

Недалеко ушли от нуля и строят меньше 0,1 кв. м на одного жителя еще в 11 регионах, где проживает около 10 миллионов человек. В их числе — соседняя Мордовия, а еще Новгородская и Мурманская области, Республика Коми. Кстати, в Коми (а точнее, в Воркуте) из-за закрытия шахт и оттока населения трехкомнатную квартиру можно купить… за 200 тысяч рублей.   

Регионов, в которых строят от 1 кв. м «на душу» и выше (европейский стандарт, которого Россия хотела бы достичь), всего семь: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская, Рязанская области, Краснодарский край. 

Пензенская область отнесена к списку регионов-«ударников», в которых ежегодно строят от 0,5 до 1 кв. м на одного человека.  
Однако и у нас налицо проблема, о которой говорит исследование ОНФ и РАСК: новое жилье строится крайне неравномерно.
Новостройки возводятся, а значит, и льготная ипотека доступна лишь в Пензе, Заречном и Кузнецке. А у нас 11 городов. Например, в Сердобске новых многоквартирных домов (МКД) не строили уже три года. Правда, в 2020-м двухэтажный дом на девять квартир введут, но жилье здесь получат медики и другие льготники. 

Такая же картина и в Нижнем Ломове. Недалеко от него возводится симпатичный городок, но он для тех, кто будет работать на птичниках. А для других — ничего. 

Кстати, в современных малых городах отсутствуют и собственные компании-застройщики. В советское время они были.  

Застыли в прошлом 

Новостройки — это большие комнаты, новые коммуникации, возможность регулировать  тепло в батареях, красивые дворы, поликлиники, школы, детские сады в шаговой доступности и с современным дизайном. Одним словом, современные кварталы от «Термодома», «Рисана», «Территории жизни» и других девелоперов. 

А малые города в плане архитектуры и современного комфорта застыли на рубеже 70–80-х годов прошлого века. Ничего не строится, дома ветшают, возникает стойкое ощущение, что это тупик. Значит, у жителей малых городов региона, особенно у молодежи, есть еще одна причина, чтобы мигрировать в сторону областного центра. То есть процесс демографического сжатия малых городов ускорится.

Вчера в деревне, завтра — в городе 

Наталья, 24 года. Жила в Кузнецке, поступила учиться в ПГУАС. Мама — владелица парикмахерской, сейчас выплачивает ипотеку за однокомнатную квартиру для дочки в новостройке. К сожалению, мамин бизнес из-за коронавируса дал трещину, поэтому выплаты, как знамя из рук раненого бойца, подхватила сама Наталья (она, к счастью, уже пятый год работает в сетевом магазине). 

Сокурсница Натальи Татьяна родом из Белинского. Тоже мама с папой задолго до того, как девушка поступила в институт, копили на первоначальный взнос, чтобы вступить в ипотеку для покупки жилья дочери. Сейчас их ежемесячный взнос за двушку составляет 16 тысяч рублей… 

Обычные примеры, каких десятки, если не сотни. 

Как правило, причиной смены места жительства служит поступление молодого поколения в высшие учебные заведения и последующее трудоустройство в областном центре.

А сколько, интересно, среди тех, кто вступил в ипотеку, жителей Пензы и жителей районов? 

К сожалению, помочь с ответом на этот вопрос не смогли ни в региональных отделениях Росреестра и ЦБ, ни в Агентстве ипотечного кредитования Пензенской области, ни в пресс-службе одного из крупнейших застройщиков области.

Но то, что жители районов активно покупают недвижимость в пензенской агломерации (Пенза, Заречный, Город Спутник, Бессоновка, Грабово, Мокшанский район), подтвердил Антон Бутов, заместитель директора риелторской компании «Огруп».

По словам Антона Игоревича, порядка 60—70 процентов всех сделок на вторичном рынке Пензы (новостройки продают сами застройщики) обеспечивают именно жители районов.

Кто захочет строить?

Несправедливо, что у жителей мегаполисов есть возможность жить в красивой обстановке, а у жителей малых городов, получается, нет.
Возможно, делу поможет следующее.

К лету 2021 года Правительство РФ обещает выработать комплекс мер по поддержке застройщиков, которые хотели бы работать в малых городах. Сейчас строительство здесь имеет нулевую или отрицательную выгоду и банки не спешат кредитовать проекты.

(Надеемся, что в дополнение к этим мерам для жителей малых городов установят беспрецедентную ставку по ипотеке, сопоставимую со ставками в рамках ипотеки дальневосточной или сельской, то есть практически нулевую).

К этому присовокупить бы еще одно новшество — чтобы власть имущие в отчетах перед населением докладывали не только об индексе промышленного производства (все равно обыватель не понимает, что это), но и о количестве созданных рабочих мест. Причем мест с высокой зарплатой. Ибо если у вас 10 тысяч вакансий с зарплатой 12 тысяч рублей, то это мало кому покажется привлекательным.  
Ну а пока мы ждем этих концептуальных изменений, вот еще одна любопытная новость. По данным столичного Управления Росреестра за октябрь, квартиры в Москве, если не считать самих москвичей, чаще всего покупают жители Подмосковья, Пензенской области, Краснодарского края, а также Нижегородской и Тверской областей.

Именно эти регионы чаще других фигурируют в экстерриториальных заявлениях на регистрацию права собственности в любом регионе независимо от места расположения недвижимости.

Получается, пока мы рассуждаем о том, что сельчане переезжают в Пензу, жителей областного центра манит Москва? 

Давайте поразмышляем

Закрепиться хотя бы в однушке

Выход на показатель нацпроекта в 120 млн квадратных метров нового жилья в стране в год не предполагает активизацию застройки в и без того активных в этом плане городах. Что толку стимулировать строительство в Москве, где и так квартиры раскупают влет? 
Речь идет о развитии строительства по всей России. 

Да и обновлять жилищный фонд надо везде, даже там, где это очень сложно и затратно.

Еще одна любопытная информация от ОНФ. Оказывается, доля однокомнатных квартир в новостройках Санкт-Петербурга доходит до 60 процентов!  В других регионах она ниже, но в принципе сопоставима.  

Массовое клепание подобных «клетушек», увы, дискредитирует идею нацпроекта по улучшению жилищных условий россиян.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER