Станислав Климин: В педагогике мало случайных людей

К 2020 году в России изменится система аттестации и повышения квалификации учителей

Градация должностей

По поручению президента в России создается Национальная система учительского роста. Она предполагает, что карьера учителя пойдет не только по горизонтали (от учителя до завуча и директора), но и по вертикали. При этом повышение квалификации будет учитывать резервы роста профессионализма, выявленные в ходе аттестации учителя. 

Пенза активно включилась в работу по подготовке к этому с учетом реалий. О том, что конкретно предполагают изменения, мы поговорили с научным руководителем проекта  в нашем городе, членом Экспертного совета по общему и дополнительному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, руководителем ассоциации развития технологий оценки работников, кандидатом психологических наук Станиславом Климиным, побывавшим с рабочим визитом в Пензе.

По его словам, первое, что ждет учителей в системе роста, — это градация должностей. В школах планируется ввести должности ведущего и старшего учителей. У них будут дополнительные обязанности. Например, старший учитель будет методически  сопровождать работу коллег, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории учеников с учетом их особенностей. Ведущий учитель — это наставник для молодых педагогов. Он будет помогать им войти в профессию.

— Кроме этого, к концу 2019 года мы должны проанализировать проблемы в подготовке и использовании потенциала учителей, — говорит Станислав Климин. — В Общественной палате РФ создается рабочая группа, в которую приглашен и я, — она должна выяснить, какие реформы последних 20 лет дали положительный или отрицательный результат в решении этих проблем. Будем анализировать, реально ли сократился объем отчетности учителей, соответствуют ли зарплаты нормальному уровню. Причем использовать в работе будем как статистику и опросы, так и открытые источники — социальные сети.

Как и чему учить учителей?

Кроме того, Станислав Климин рассказал, что в стране меняется система аттестации и повышения квалификации учителей. Теперь каждый педагог будет осваивать те компетенции, которые нужно развить именно ему, — их установит объективная оценка. 

Понятно, что учить каждого отдельно, по индивидуальной программе, практически нереально. Выход – в использовании технологии формирования мобильных учебных групп с гибким расписанием. Апробируется она пока только во Владимирской и Калининградской областях, но в Пензе к ней уже присматриваются. 

— Сегодня в профессиональные стандарты педагога включено порядка 100 компетенций. Но по факту в аттестации пока рассматривается не более двух десятков. Хотя остальные не менее важны. Например, умение взаимодействовать с родителями, учитывать возрастную физиологию, управлять поведением ребенка в конфликтной ситуации и т. д. Но прежде чем проверять эти умения, педагога нужно им обучить. А с этим возникают проблемы из-за отсутствия соответствующих образовательных программ, — продолжает московский эксперт. — Так же в ходе нашей работы выяснилось, что многих педагогов нужно учить использованию информационных технологий, учету положений законодательства. Да-да, не удивляйтесь. Например закон определяет только самые общие положения, например, о том, должен ли школьник стирать с доски после урока, наводить порядок в классе или выходить на субботник. И эти положения нужно грамотно применять для воспитания.


Не случайные люди

Кроме этого, в ходе беседы Станислав Климин развеял некоторые мифы об учителях. Например, считается, что нынешние учителя умеют учить детей, но редко учитывают их психологию. 

— Объективные оценки говорят, что это заблуждение. В педагогике мало случайных людей. Современные учителя, даже имея недостатки, показывают неплохую педагогическую интуицию в выстраивании отношений с разными детьми. Причем находить правильный подход к сложным детям им удается в среднем раза в два чаще, чем к проблемам методики обучения. Если взять весь учительский состав нашей страны, то большинство в нем — за педагогов, которые, глядя на ребенка, в первую очередь пытаются понять его и задаются вопросом: «Чем я могу ему помочь?». Интуиция срабатывает, когда есть правильная настроенность на ребенка, — уверен Климин.

Справка
Станислав Климин родился в 1962 году в Пензе. Окончил школу № 29, Московский педагогический государственный университет. Автор более 100 научных работ и методик в области образования и психологии.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER