Дефицитная профессия – учитель
Такой тревоги и нервотрепки с зачислением детей в первый класс я не видела давно: родители, заботящиеся о качестве образования своего ребенка, начали борьбу за зачисление в первый класс к учительнице с опытом и «хорошей советской закалкой» еще в октябре 2018 года!
Люди, далекие от проблем начальной школы, могут сказать, мол, какая разница, у кого будет учиться первоклашка: читать-писать все равно научат. Да, но как научат, и вообще, будет ли через лет пять кому учить поколение Z?
Закрыть брешь
1 сентября в школу села Засечное (Город Спутник) придут учиться 15 первых классов! Чтобы обеспечить учителями такого рода пензенский рекорд, Министерство образования подключило даже студенток Пензенского педагогического колледжа. Понятно, что в этом году закроют брешь. А справится ли система образования региона с наплывом учеников в следующих годах?По прогнозам нацпроекта «Образование», в Пензенской области в ближайшие три года будет построено четыре новые школы: в микрорайоне Шуист на 660 мест, в «Эко-квартале» на 1100 мест, в 6-м микрорайоне Арбекова на 800 мест и в селе Мичурино Пензенского района на 225 мест. Естественно, что в новые школы нужны новые кадры.
Зампред правительства региона Андрей Лузгин, озвучивая проблемы инвестиционной привлекательности региона, отметил, что есть проблемы с подготовкой кадров. Инвесторов, которые хотят зайти в Пензенскую область со своим проектом, в первую очередь интересует: есть ли в регионе соответствующие трудовые ресурсы.
— Сейчас выпускники вузов не закрывают потребностей предприятий в кадрах. Приведу пример: средний срок работы специалиста – около 30 лет, чтобы поддерживать трудовой потенциал региона, необходимо каждый год выпускать от 2,5 до 3 процентов молодых от общего числа занятых в приоритетных секторах экономики, — разъяснил Лузгин проблему.
Отметим, что за последний год в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ Пензенская область опустилась до группы регионов, где уровень подготовки кадров и профессионального образования ниже средних значений в целом по стране. Тревожный сигнал!
Региональные эксперты утверждают, что во многом виновата близость к Москве, которая забирает самых умных и перспективных выпускников школ. Другая причина кроется в реформировании системы высшего образования.
Кто научит учителя?
В 1989 году на факультет иностранных языков Пензенского государственного педагогического института поступили 30 человек, желающих стать учителями французского и немецкого языков. До диплома доучились только 15, а работают в школе сейчас лишь два человека из выпуска.Понятно, что педагогика — это во многом призвание. И можно подумать, что к концу четвертого года в университете люди разочаровываются в профессии и уже не мечтают о работе в школе.
— Репетиторы работают хорошо! Вот конкурс и высокий, но хорошего учителя физики или химии найти трудно! Сейчас родители девятиклассников как заветный трофей передают сотовые телефоны преподавателей, которые за два года смогут подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по физике, математике, химии. Какие резервы и потенциал, уже сейчас в школах учителей не хватает, — пожаловалась мама старшеклассника Наталья Чугунова.
За последние три года в педагогическом институте ПГУ бюджетный прием на педагогические специальности снизился на 100 человек — с 281 до 180 студентов. Конечно, можно пойти и выучиться на коммерческой основе, но вряд ли выстроится очередь. Вы, например, готовы платить по 94 тыс. рублей в год, чтобы стать учителем?!
Почему же не увеличить количество бюджетных мест?
Ответственный секретарь приемной комиссии ПГУ Виталий Соловьев рассказал, что цифры для приема на бюджетные места определяются на открытом конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ.
— Мы каждый год подаем заявки на обучение 300 человек по педагогическим специальностям, а получаем то, что получаем. Активность может проявить и Министерство образования Пензенской области, которое на основе мониторинга спроса на специалистов могло бы формировать заявки на целевую подготовку учителей. Как это происходит в Минобре региона, не очень понятно. В прошлом году, к примеру, мы готовили по целевым направлениям всего 50 человек, — сообщил он.
Диплом в долг
Не за горами тот день, когда вся система высшего образования в России может стать платной. Страна перенимает опыт европейских государств в этом вопросе. В университетах Италии (откуда к нам пришла система бакалавриата и магистратуры) и Англии каждый студент сам оплачивает обучение, при этом широко развита система кредитов и всяческих грантов на образование. И чем лучше ты учишься, тем меньше платишь.Учитель информатики из Израиля Зэев Фрайман рассказал, что в стране нет бесплатного высшего образования:
— Год обучения в израильском университете стоил моему старшему сыну три среднемесячные зарплаты. Со старших классов практически вся молодежь работает и оплачивает обучение самостоятельно, в вузах есть система скидок за обучение по социально-общественной и полезной деятельности студентов.
В ПГУ стоимость обучения на педагогических направлениях составит в 2019 году 93 тыс. 340 рублей. После четырех лет бакалавриата (с учетом повышения стоимости обучения каждый год в среднем на 5–10 процентов) молодой педагог придет в школу с долгом перед родителями или банком в 400 тысяч рублей.
А зарплата в первые годы работы не будет превышать 15–20 тыс. рублей в месяц. В сельских школах молодые педагоги могут рассчитывать на поддержку правительства области.
Желание стать учителями у вчерашних пензенских школьников есть: конкурс на бюджетные места высокий — 10–12 человек на место.
Известно, что с 1 сентября 2018 года в школы области пришли работать 220 молодых специалистов (в 2017 году — 181). Но информацию о реальной потребности в педагогах найти не представляется возможным. Разговоры чаще идут об оптимизации работы общеобразовательных учреждений. Городские школы объединяют в филиалы, в сельской местности малокомплектные школы закрываются. С 2016 года в области число школ сократилось с 521 до 502.
На реализацию национального проекта «Образование» в Пензенской области до 2024 года потратят 5,5 млрд рублей. Деньги пойдут на строительство новых школ, оснащение их современной техникой, введение онлайн-сервисов обучения и аттестации учеников, выявление талантливых детей. Регион готов потратить на программы «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» 187,8 млн и 439,5 млн рублей соответственно.
Цели хорошие и благородные. Только вот на кого будут тратить эти деньги? Уже три года пединститут при ПГУ не ведет приема абитуриентов на педагогические специальности по направлениям подготовки «Физика», «Информатика», «География», «Химия» и др.
Министерству образования региона стоит просчитать потребность в педагогах для старшего звена общеобразовательных школ, увеличить целевые квоты для талантливых абитуриентов, ввести целевые контракты со студентами, которые после окончания учебы будут не менее пяти лет отрабатывать в той или иной в школе. Необходимость сделать это диктует нацпроект «Образование».
Автор: Наталья НАЗЕМНОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Завершен капремонт хирургического корпуса Мокшанской райбольницы
На то, чтобы привести его в порядок, выделено более 44 млн рублей из областного и федерального бюджетовКонкурс «Казачество на службе Отечества» стартует в День народного единства
Победители конкурса смогут получить грант ректораСтартапы из разных стран мира поборются за инвестиции на Демодне Sber500
Заявки на участие в пятой волне подали 1500 стартаповМеждународная конференция по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey пройдет 11–13 декабря
71% предпринимателей отмечают улучшения в бизнесе за счет обучения
Использовать искусственный интеллект GigaChat для бизнеса стало еще проще и удобнее
В Пензенской области введен режим чрезвычайной ситуации